Проект художественного оптимизма «ВЕРЮ»

Здесь мы говорим о практических аспектах христианства
Post Reply
User avatar
о.Сергей
Posts: 76
Joined: Fri Jan 06, 2006 11:38 pm
код: 99
Location: Екатеринбург
Contact:

Проект художественного оптимизма «ВЕРЮ»

Post by о.Сергей » Mon Jan 29, 2007 8:35 am

Жмутся ближе к человеку

В бескрайних подвалах «Винзавода» открылся проект художественного оптимизма «ВЕРЮ» – мистический экскаватор, причастие от «Синих носов» и многое другое. [...]

Главным экспонатом выставки, без всякого сомнения, являются сами залы – раритетные коньячно-винные склады, чьи мощные стены и темные своды напоминают древнеримские базилики.

Все остальное – прилагательное: и великосветская тусовка друзей и спонсоров, в течение двух дней распивавшая глинтвейн, и разговоры о «гламурной духовности», освоенной арт-миром, и, не побоюсь гнева коллег, произведения современного искусства. Монументальные подвалы слишком настойчиво диктовали стиль зрелища – каждое из творений 59 художников должно быть таким же мощным и глубоким. В этом, собственно, сила и слабость куликовского «Верю»: масштаб работы и идеи, как доказал еще Зураб Церетели, далеко не всегда совпадают. Между тем, «Верю» – это первая ласточка еще более грандиозного действа Московской Биеннале.

Среди самых больших работ – мистический многометровый экскаватор Дмитрия Пригова, ковш которого передвигало два десятка рабочих, под названием «Подземные скоты жмутся ближе к человеку».

Далее идет «Генератор» бывшего моряка Александра Пономарева – серебристые гофрированные трубы, выпускающие к потолку кольца пара (как выяснилось, это генератор нимбов). Рядом – развалившаяся скульптура «Принцессы» фотографа Сергея Браткова (оммаж советским дворцово-парковым гигантам). Затем натыкаешься на огромные ноги Христа, выхваченные Дмитрием Гутовым из картины итальянца Мантеньи XV века и увеличенные до размеров рекламного баннера.

На втором этаже еще одна примечательная конструкция – «Плачет» группы «Синие Носы» – винная струя с радостным бульканьем падает в жестяную бочку (вроде как намек на церковное причастие – желающих попробовать дармовое вино, однако, не нашлось).

Завершает выставку гигантов инсталляция Георгия Пузенкова «Прыжок в высоту»: за типичной спортивной планкой для прыжков в высоту чернеет глубокая могила (не то чтобы сильно оптимистично чернеет).

Между этими глыбами расположились вещи чуть поменьше, но не менее претенциозные: закуток Ольги Чернышевой, где на многочисленных мониторах показываются «Окна», или интерактивный объект Василия Церетели «Осмысленный поступок» (типичная для католических церквей стойка со свечами-лампочками: когда опускаешь монетку, лампа зажигается).

Объясняя смысл заголовка экспозиции, Олег Кулик навертел довольно много смыслов: это и «вера в искусство», и «доверие арт-сообществу», и, конечно, вера в жизнь и ее глубокий смысл. Он всячески настаивал, что выставка не о религии, и даже вообще не о вере (ведь тогда было бы «Верую»). [...]

Кулик и его компания, действительно, представили новую страницу истории актуального искусства. Но это не история скандалов художников с ортодоксами. Не прорыв на новый уровень стилей или направлений. Эта страница вырвана из старого марксистского учебника по эстетике. Там говорится, что всяк художник зависит от окружающей его среды – о среде «Винзавода» (плюс деньгах спонсоров и необходимости крупных форм для Московской Биеннале) все уже сказано.

25 ЯНВАРЯ 2007

Полная версия статьи - здесь: http://www.gazeta.ru/culture/2007/01/25/a_1295123.shtml

Post Reply