Как найти Бога в Интернете?

Здесь мы говорим о практических аспектах христианства
Post Reply
User avatar
Сергей
Posts: 424
Joined: Mon Oct 11, 2004 2:06 pm
код: 99
Location: Екатеринбург
Contact:

Как найти Бога в Интернете?

Post by Сергей » Sat Jan 07, 2006 12:40 am

Духовные сферы сетевого бытия

Привычные взгляды на религиозную деятельность и электронно-технологический прогресс упорно мешают представить наличие между ними каких бы то ни было взаимоотношений. Церковь и Интернет кажутся явлениями не менее далекими друг от друга, чем Солнце и Проксима Центавра, а их сопоставление — еще более бесперспективным, чем сравнение определений «божественный» и «высокоскоростной». Но ведь даже сам термин «религия», происходящий, как известно, от латинского глагола religio — «связывать», делает это понятие родственным феномену глобальной сети, предназначенной, в первую очередь, для установления информационных связей между континентами, странами, сообществами и отдельными людьми.

Но дело даже не в этимологических корнях, сближающих Интернет с вероисповеданием. За исторически короткий период своего активного развития виртуальный мир сумел создать собственную социальную среду, весьма близкую религиозной. Если принять за основу одну из самых распространенных культурологических дефиниций Бога как источника всего сущего и рассматривать веру как необходимое условие достижения высшей духовности, а религию — как средство приобщения к нему, то трудно не согласиться с утверждением, что для огромной армии сегодняшних обитателей единого сетевого пространства именно Интернет является главным святилищем, в котором сконцентрированы все их духовные ценности и верования и на котором сосредоточены все их поистине религиозные устремления. И единственной дорогой миллионов и миллионов этих людей к Богу стал путь через онлайн, посредством которого они, как правило, и контактируют со всей окружающей действительностью.

Характерной особенностью нашей эпохи можно считать не только широчайшую компьютеризацию и информатизацию, но и глубочайший кризис традиционных религий, которому оказались подвержены практически все мировые конфессии, устоявшиеся вероучения и церковные институты. Одновременно со стремительным увеличением пользовательской аудитории Интернета происходит постоянное сокращение количества прихожан в храмах. Большая часть народонаселения планеты участвует в реальных соборных службах гораздо реже, чем в онлайновых чатах и видеоконференциях. А страницы Сети Сетей читаются значительно чаще, чем страницы Книги Книг. При этом веб-навигация и веб-серфинг зачастую оказываются поразительно схожими с религиозным миссионерством, а присущая Интернету анонимность во многих случаях делает виртуальное общение человека с кем бы то ни было более «интимным» и предпочтительным для него, чем обычная исповедь с ее тайной или публичная молитва с «непосредственным» обращением к Богу.

Новый век порождает новые религиозные проявления и новые формы существования церкви. И принципиально неверным было бы представление о гражданах всемирной инфокоммуникационной территории как о людях абсолютно неверующих и атеистичных чуть ли не до воинственности. Жителям глобальной сети в массе своей свойственно верить, но их вера и их духовность формируются прежде всего самой Сетью.

Реформация в век информации

Английский теолог Дэвид Гордон в своей работе «Религия и Интернет» отмечает, что открытый доступ к религиозной информации способствует развитию религий, в основании которых лежит не догма, а личностное отношение к божественному началу. Поиск информации в онлайне приравнивается им к поиску истины. В этой связи многие представители религиозного фундаментализма выражают тревогу, перерастающую в протест против предоставляемой Интернетом каждому индивидууму неограниченной свободы выбора из множества присутствующих в Сети вероучений: по их мнению, такая свобода неминуемо приведет к деградации и полному исчезновению в обществе религиозных чувств. Иными словами этот тезис можно истрактовать так, что церковь не должна допускать признания правомочности каких-либо истин и норм кроме тех, которые проповедует она сама. Но подобная стратегия, доказывавшая свою результативность на протяжении веков, сегодня вряд ли может оставаться столь же эффективной. Научные, промышленные, экономические и социальные революции внесли за последние десятилетия слишком серьезные коррективы во все реалии окружающего нас мира, чтобы сторонники религиозного догматизма могли рассчитывать на общественное внимание без существенного пересмотра своей политической линии и методов массового и личностного воздействия. И сейчас большинство дальновидных религиозных теоретиков и практиков приходит к выводу о том, что, несмотря на неизбежную внутреннюю конфронтацию с апологетами незыблемости многовековых церковных традиций, основные конфессиональные движения будут реформироваться в гармоническом соответствии с превалирующими принципами развития общества и законами построения Сети — демократичностью, открытостью, интерактивностью и альтернативностью.

Это тем более естественно, что ИТ-прогресс в целом и Интернет в частности никогда не были нацелены на уничтожение религиозных верований, и технологические достижения современной цивилизации могут с успехом использоваться церковью в своих (просветительских, агитационных, пропагандистских, благотворительных и прочих) целях. И вполне вероятно, что в недалеком будущем религия как самостоятельная информационная категория получит в Сети отдельный домен — как это уже произошло с госслужбой (gov), бизнесом (biz) или образованием (edu). В конечном счете, Интернет представляет собой не что иное, как универсальную мультимедийную сферу, с помощью которой можно создавать и выпускать в свет любую информацию, в том числе богословского, теологического и иного религиозного содержания.

Еще в 1982 году в Сети появилась публикация «Как найти Бога в Интернете?» («Finding God on the Internet»), представлявшая собой путеводитель по великому множеству электронных ресурсов самой разнообразной религиозной направленности. А ведь в то время еще не существовало ни системы World Wide Web, ни комплекса веб-технологий, ни самой «Всемирной Паутины», а количество подключенных к единой Сети серверов не достигало и полутысячи. В 1995 году онлайновая аналитическая компания Survey.net провела свой первый посвященный духовной тематике опрос интернет-аудитории, в результате которого выяснилось, что по крайней мере один из десяти постоянных визитеров Сети периодически обращается к ее услугам с вопросами и проблемами религиозного характера. По данным этого исследования, 66% пользователей Интернета безусловно верили в Господа, 56% были уверены в реальности рая и ада, 37% считали веру важнейшим фактором своей личной жизнедеятельности, а почти 70% полагали, что религия оказывает позитивное и созидательное влияние на общество.

За прошедшие с той поры десять лет Интернет изменился до неузнаваемости, его население возросло в сотни раз, но позиции религии и церкви в нем от этого отнюдь не ослабли, а напротив — заметно укрепились. В одних только Соединенных Штатах 64% интернетизованных граждан регулярно выходят сейчас в онлайн для организации и обеспечения своего духовного бытия: ищут религиозную литературу и музыку, знакомятся с новостями церковной жизни, договариваются об участии в богослужениях и проводят благотворительные акции. И статистика свидетельствует о том, что за последние три года общее число религиозно настроенных посетителей Интернета по меньшей мере удвоилось. Небезынтересно, что свыше 40% из них относят себя к христианам, но, несмотря на то что доля приверженцев других вероисповеданий оказывается намного меньшей, 85% всей нынешней «онлайновой паствы» признают равноправие иноверцев и считают необходимым уважать убеждения сторонников чужих конфессий. [...]

Автор: Роман Базаров, Журнал "CIO"
Полный текст статьи здесь: http://offline.cio-world.ru/2005/43/244940/
или здесь: http://www.religare.ru/article24567.htm

Князь Александр Невский
Posts: 32
Joined: Thu Oct 26, 2006 1:15 pm

Post by Князь Александр Невский » Fri Oct 27, 2006 4:36 am

Интернет может дать хорошие возможностьи к обмену идеями комментариями мнениями по Библии по изучению и толкованию Писания по свидетельству о Боге.

Хорошие идеи можно опубликовать и их будут обсуждать, читать, сохранят другие. появятся и единомышленники.

Post Reply