Гомилия на Ин. 21:1-15 (принесите рыбы, которую вы поймали)

Post Reply
User avatar
Сергей
Posts: 424
Joined: Mon Oct 11, 2004 2:06 pm
код: 99
Location: Екатеринбург
Contact:

Гомилия на Ин. 21:1-15 (принесите рыбы, которую вы поймали)

Post by Сергей » Sun May 01, 2011 3:17 pm

Пасхальная неделя, утреня среды, 30 марта 2005

свящ. Алексей Стрельцов

Гомилия на Ин. 21:1-15

Ин. 21:1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. 3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. 4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. 5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. 6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. 7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,-- ибо он был наг,-- и бросился в море. 8 А другие ученики приплыли в лодке,-- ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот,-- таща сеть с рыбою. 9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. 10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. 11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. 12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. 13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. 14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых. 15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Христос воскрес!

Эта евангельская история в чём-то очень необычна. Многие исследователи Евангелия от Иоанна полагают, что первоначально Св. Иоанн завершил Евангелие 31 стихом двадцатой главы, где он озвучил цель написания Евангелия: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Соответственно, либеральные толкователи Евангелия полагают, что 21 глава написана уже другим человеком, возможно, учеником Иоанна. Но даже если 21 первая глава и была написана позже, чем всё остальное Евангелие, то у нас нет никаких оснований сомневаться в том, что Св. Иоанн не мог собственноручно дописать Евангелие в более позднее время. Эта заключительная глава в полной мере отражает богословие Иоанна. Переход от Христа к служению и миссии характерен для Св. Иоанна.

Действительно, слог начала 21 главы даже немного режет слух: «После того опять явился Иисус ученикам своим». После грандиозного события Воскресения, явления Воскресшего Марии и затем явления Иисуса ученикам, после уверования Фомы, после торжественного изложения цели составления Евангелия, мы снова возвращаемся к будничному озеру, на котором рыбаки ловят рыбу. Что-то здесь не так, подобно фильму, в котором после насыщенной событиями концовки идёт эпилог, где снова всё тихо и спокойно, все вернулось на круги своя, но что-то подсказывает нам, что опять начнётся «заваруха», потому что режиссёр решил снять продолжение после успеха первой части. Камера крупным планом снимает лица рыбаков. Это старые герои: Симон Пётр, Фома, Нафанаил, сыновья Зеведеевы и ещё пара других учеников.

«Симон Пётр говорит им: иду ловить рыбу».

Как-то странно это. Иисус вернулся, а он вернулся к «своим баранам», то есть к рыбной ловле. Может, он не понял, для чего было воскресение? Если это так, то, в таком случае, сам Господь объяснит ему и другим, в чём дело.

После воскресения Иисуса ученики не могут вернуться в точку отсчёта. Всё изменилось. Они были призваны Господом на служение, и они не могут просто пойти и снова стать рыбаками. Они ученики. Они избраны Господом, и Он готов довести их призвание до конца.

Ученики пытаются вернуться к рыбной ловле, словно поддаваясь философии Экклесиаста. Время идти за учителем по дорогам Иудеи и Галилеи, не зная, где проведешь следующий день, и время заниматься своим бизнесом. Но вот только нельзя быть учеником на время. Служитель Христа – он всегда служитель, потому что избран и поставлен самим Христом на служение.

И теперь ученикам предстоит испытать на деле, что значат слова Христа: «Без меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Они подумали, когда всё закончилось, что они смогут вернуться к обычному течению жизни. Но у учеников, у служителей Христа не может быть спокойной жизни. Они избраны для того, чтобы приносить вполне конкретные плоды. Иисус взял их от ловли рыбы не для того, чтобы они вернулись к тому же самому. И вот сейчас они пытаются продолжать делать то, чем занимались раньше, но только ничего не получается.

«Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего».

Без меня не можете делать ничего. А наутро их встречает Иисус. И когда Он рядом, всё чудесным образом получается. Ученики поймали множество рыбы. Св. Иоанн приводит подробности, сколько именно рыб было поймано: 153.

Предлагались разные, во многом причудливые, толкования этого текста. Святой Августин заметил, что если последовательно сложить числа от одного до семнадцати, то сумма будет равна как раз ста пятидесяти трём. Поскольку десять означает 10 заповедей, а семь – 7 даров Духа, то общее число рыб показывает исполнение Закона посредством Духа. Св. Иероним толковал это место в том смысле, что 153 – число видов рыбы в море, поэтому улов означает вселенский характер церковной миссии. Были предложены и толкования на основе Иез. 47:10, где сумма численных значений букв места Эглаим даёт как раз 153.

Но вряд ли это число имеет какую-либо чисто символическую значимость. Это просто очень большое число, особенно если иметь в виду, что речь идёт о больших рыбах. То, что сеть не порвалась, усиливает необычность происходящего. Это чудо, совершенное Господом, который ещё раз показал ученикам, что сами по себе они не смогут ничего добиться. Но для чего помог Господь ученикам поймать такой большой улов? Чтобы поддержать их в бизнесе в стиле современных харизматов? Настоящие верующие должны быть очень успешны в жизни – так считают представители так называемой «теологии процветания». Но Господь говорит что-то совсем другое избранному им рыбаку Петру. Что же именно?

«Паси агнцев моих».

Господь делает призванных им служителей ловцами человеков, как Он обещал. Большое число рыб – это неизмеримое множество спасённых по слову Апостольской проповеди, которая продолжает звучать и сегодня. То, что сеть не прорвалась – изображение нерушимости церкви, которая устоит несмотря ни на что.

Двадцать первая глава была написана Апостолом Иоанном. Сразу или спустя некоторое время – это даже не так важно. Важно то, что Евангелист, как и во многих других местах, переходит от христологии к ученичеству и священному служению. Пастырь добрый теперь делает пастухами избранных им мужей, забирая их от обыденных трудов этого мира для того, чтобы они сосредоточились на священном служении.

Вы пришли в семинарию. Здесь трудно. Христос не обещал лёгкой жизни Его последователям и тем более Его служителям. Но нужно знать, для чего вы здесь, чтобы не впадать в уныние, даже когда вам тяжело. Вы стоите среди множества людей, которые занимались тем же, чем занимаетесь и вы, начиная с евангельских учеников Господа. Они провели три года в лучшей семинарии из всех возможных – семинарии самого Иисуса. И в конце обучения Господь, подав им в дуновении Святого Духа для осуществления священного служения, дал повеление: «Паси агнцев моих». В конце обучения в семинарии достойные выпускники, призванные церковью, будут рукоположены на служение. И на богослужении они услышат то же повеление Христа, звучащее ныне в устах Епископа: «Иди и паси стадо Христово». Паси, чтобы напитать Христом. От Христа и снова к Христу – это Евангелие и это наша жизнь. Христос есть Альфа и Омега, и это более всего проявляется именно в священном служении, в котором сам Христос присутствует, обеспечивая обильный улов.


Ссылка: http://www.lts.ru/htmal/prop52.htm

© 2oo5 » лбс » лютеранская богословская семинария » новосибирск » россия » http://www.lts.ru
По календарю у нас в этом году 1 мая чтения из Евангелие от Иоанна 21 глава...
о.Сергей Глушков » Екатеринбург

Post Reply