О крестном знамении.

seminary
Posts: 477
Joined: Sat Jun 28, 2003 2:08 am
код: 0
Location: Новосибирск
Contact:

Re: О крестном знамении.

Post by seminary » Fri Nov 11, 2011 12:45 pm

ΕΥΓΕΝΙΟΣ wrote:Скорее всего, такой обычай был введен для того, чтобы образ креста не нарушался (когда рука отрывается от плеча), но возвращался на исходную позицию - там где пересекаются вертикальное и горизонтальное движение руки
Думаю, Вы правы. То объяснение скорее всего возникло значительно позже под влиянием какого-нибудь очередного "романтизма."
[url]http://www.a_streltsov.livejournal.com[/url]: заметки о лютеранском богословии и не только. Читайте, спрашивайте, оставляйте комментарии.

Пастор Иван
Posts: 253
Joined: Mon May 08, 2006 4:19 am
код: 99
Contact:

Re: О крестном знамении.

Post by Пастор Иван » Fri Nov 11, 2011 2:02 pm

Я искренне рад, что многие откликнулись на эту тему. Вопрос действительно интересный. Как мне кажется, складывание рук в три перста (восточная практика) все же часть восточной традиции, а богослужение у нас западное. Мне не кажется, что Лютер говоря о Крестном знамении в Кратком катехизисе имел еще в виду особое сложение пальцев на православный манер. Скорее всего он пользовался традиционным для западной церкви крестным знамением. Я конечно не стал бы заниматься переучиванием прихожан которые крестятся так "как все". Однако, я думаю, что стоит все же рассказать об этой разнице, и традициях, для того хотя бы, чтобы не было потом вопросов, почему эти делают так а мы иначе. И для того, чтобы не возникало "странных учений" что якобы Лютер взял обычай креститься от православных чтобы отличаться от католиков :D (немного смешно звучит - ну почему тогда не взять и литургию Иоанна Златоуста, совсем тогда отличались бы).
Так что логично предположить, что крестное знамение Лютера это обычный латинский вариант. А потому я бы все же предпочел пользоваться и в практике крестного знамения именно им - вверх, вниз, слева направо, ладонь раскрыта.

User avatar
ΕΥΓΕΝΙΟΣ
Posts: 221
Joined: Wed Nov 02, 2011 10:33 am
код: 99
Location: г. Уфа

Re: О крестном знамении.

Post by ΕΥΓΕΝΙΟΣ » Sun Nov 13, 2011 5:38 pm

Бог любит нас!
Last edited by ΕΥΓΕΝΙΟΣ on Thu Dec 08, 2016 1:36 am, edited 1 time in total.
РУСЬ СВЯТАЯ - ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!

seminary
Posts: 477
Joined: Sat Jun 28, 2003 2:08 am
код: 0
Location: Новосибирск
Contact:

Re: О крестном знамении.

Post by seminary » Tue Nov 15, 2011 11:40 pm

Image

Такая картинка попадалась на глаза несколько раз.
В этом смысле лютеранская позиция – не то, что бесы лучше отгоняются при использовании западного варианта крестного знамения, но то, что крестное знамение само по себе важный, хороший и добрый христианский обычай, а его конкретная форма в сравнении с этим относительно вторична. Скажем так: для бесов одинаково вредно, осеняете ли вы себя крестным знамением слева направо или справа налево. Слова Аугсбургского Исповедания о том, что для истинного единства христиан необязательно, чтобы традиции и обряды были везде одинаковы, как раз применимы здесь.
[url]http://www.a_streltsov.livejournal.com[/url]: заметки о лютеранском богословии и не только. Читайте, спрашивайте, оставляйте комментарии.

seminary
Posts: 477
Joined: Sat Jun 28, 2003 2:08 am
код: 0
Location: Новосибирск
Contact:

Re: О крестном знамении.

Post by seminary » Wed Nov 16, 2011 12:36 am

Кстати, вот тот же пастор, на которого ссылался Евгений в ветке про Св. Марию, говорит на видео про крестное знамение: http://www.youtube.com/watch?v=hPfIWxKdpg0&NR=1 (на английском языке). Но нужно понимать, что в его классе и в его церкви это мало кто делает. И он старается убедить людей, что это в целом нормально. Мы бы высказывались определеннее, сильнее, что-ли. Например, там в конце один бывший католик задал вопрос, что его учили в католической воскресной школе, что надо осенять себя крестным знамением, проходя мимо церкви, а ему на это сказали, что из-за этого многие протестанты и в том числе лютеране считают крестное знамение чем-то плохим. Я не скажу, что у нас все прихожане так делают, но это тоже для нас нормальный обычай – осенять себя крестным знамением, входя в церковь (общее церковное здание), выходя из неё или даже проходя мимо неё. А что касается входа в сам богослужебный зал, то там стоит крещальная купель, и человек при входе опускает туда руку и так осеняет себя крестным знамением, то же и на выходе. Но среди американских лютеран это не так часто можно встретить (одно из немногих исключений – часовня семинарии Конкордия в Форт-Уэйне), там всё-таки больше современного протестантизма, поэтому они нам по-хорошему завидуют, что у нас это есть. Хорошие священники там хотят это вернуть в церковь, но такие процессы происходят иногда с черепашьей скоростью. Это всё равно что отказаться от индивидуальных стаканчиков (заменивших чашу) или современного "прославления" (заменившего традиционную литургию): там, где такая зараза появилась, от неё не так-то просто избавиться. Или другой пример – частная исповедь: она в лютеранстве предусмотрена и очень высоко оценена в вероисповедных книгах, но на практике не так много людей ходят на частную исповедь, ограничиваясь общей исповедью на богослужении. Это обычные суровые будни, и дело священника – учить, как правильно, и предавать далее всё на усмотрение Бога. А вообще, этот американский пастор производит приятное впечатление, по-моему, он хороший священник.
[url]http://www.a_streltsov.livejournal.com[/url]: заметки о лютеранском богословии и не только. Читайте, спрашивайте, оставляйте комментарии.

Post Reply