О крестном знамении.

Пастор Иван
Posts: 253
Joined: Mon May 08, 2006 4:19 am
код: 99
Contact:

О крестном знамении.

Post by Пастор Иван » Sun Oct 30, 2011 3:43 pm

Креститься по православному или по западному, не креститься вообще?

Дорогие друзья,
Мне бы хотелось предложить на обсуждение тему о крестном знамении в Лютеранской церкви. В нашей стране лютеранские церкви как то не определились с формой крестного знамения. Некоторые общины считают, что креститься вообще не нужно, мол это скорее по католически или по православному, а никак не по лютерански. Некоторые же крестясь, предпочитают творить крестное знамение "по православному" согласно традиции греческой церкви персты слагаются троеперстно, движение проводится сверху-вниз, справа-налево. Кое кто же предпочитает и в этом вопросе оставаться верным традиции Западной церкви (к которой относится и Лютеранство) и креститься открытой ладонью, без слагания перстов сверху-вниз, слева-направо.

Как вы думаете, какова все же верная форма крестного знамения для лютеран? Восточная, Западная? Или не использовать крестное знамение вообще. Прошу отвечать аргументированно.

Администратору форума: можно ли прицепить к ветке голосование?

Как правильно креститься в лютеранской церкви?
1) Восточная традиция (троеперстие, сверху-вниз, справа-налево)
2) Западная традиция (открытая ладонь, сверху-вниз, слева-направо)
3) Не креститься вообще
4) Адиафора

seminary
Posts: 477
Joined: Sat Jun 28, 2003 2:08 am
код: 0
Location: Новосибирск
Contact:

Re: О крестном знамении.

Post by seminary » Wed Nov 09, 2011 11:03 pm

У нас можно это делать по–разному, и мне нравится, что в этом вопросе присутствует здоровая евангельская свобода. Я бы выбрал (4), только в наших кругах иногда к слову "адиафора" предвзятое отношение, поэтому я бы назвал это как–то по–другому.

Мне представляется, что практически такое разнообразие больше решает проблем, чем создаёт. У нас некоторые прихожане осеняют себя крестным знамением по–православному, и при этом ещё совершают поклоны. Есть такие, кто делает это согласно западной традиции, есть и такие прихожане, кто не осеняют себя крестным знамением или делают это сравнительно редко. Для меня это не повод для беспокойства. Мне вообще лютеранство очень нравится тем, что там лишний раз не "шпыняют" человека из–за одежды, причёски или того, что встал не в тот угол. И даже в отношении формы крестного знамения лютеранская практика даёт человеку внутреннюю свободу, так что он совершает его не по принуждению, но радостно, сознавая, что это воспоминание о святом крещении и исповедание Христа.

У нас и в способе принятия святых даров есть некоторое разнообразие. Одни принимают облатку "по–католически," устами, другие подставляют руки. Одни поддерживают чашу руками, другие не дотрагиваются до неё. Личное благочестие – это очень деликатный вопрос, и лучше в него не вмешиваться без особой на то необходимости.

Есть, конечно, вещи, которые меня лично могут раздражать. Например, если кто–то на службе держит руки в карманах. Это неприлично. На прошлом воскресном богослужении один молодой человек держал руку в кармане, и я было хотел сделать ему замечание, но потом поостерёгся его "спугнуть," ведь он совсем недавно начал посещать занятия по катехизису. Поймёт в своё время. :)

В отношении практики крестного знамения я в первую очередь говорю, конечно, о приходе Св. Андрея. Если речь идёт о небольшой общине, в которую приходят все новые люди, которые никогда не совершали крестного знамения ранее, то ничто не мешает священнику всех их обучать одинаково, например, по–западному. Это нормально. :|
[url]http://www.a_streltsov.livejournal.com[/url]: заметки о лютеранском богословии и не только. Читайте, спрашивайте, оставляйте комментарии.

User avatar
ΕΥΓΕΝΙΟΣ
Posts: 221
Joined: Wed Nov 02, 2011 10:33 am
код: 99
Location: г. Уфа

Re: О крестном знамении.

Post by ΕΥΓΕΝΙΟΣ » Thu Nov 10, 2011 10:13 am

Бог любит нас!
Last edited by ΕΥΓΕΝΙΟΣ on Thu Dec 08, 2016 1:34 am, edited 1 time in total.
РУСЬ СВЯТАЯ - ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!

seminary
Posts: 477
Joined: Sat Jun 28, 2003 2:08 am
код: 0
Location: Новосибирск
Contact:

Re: О крестном знамении.

Post by seminary » Thu Nov 10, 2011 1:11 pm

Чисто статистически, большинство, судя по всему, не совершают никак. Наследие пиетизма. :oops:

Характерный пример. В Кратком Катехизисе в дополнительном разделе об утренних и вечерних молитвах Лютером сказано: "Поднявшись утром, благослови себя знамением святого креста и говори," "Ложась вечером спать, благослови себя знамением святого креста и говори."

В начале девяностых годов на русском языке в Финляндии был выпущен большой тираж "Краткого Катехизиса д-ра Мартина Лютера и Христианского учения," широко распространившийся в нашей стране. Издатели стыдливо убрали часть про крестное знамение (хотя это слова самого Лютера!). Получилось у них так: "Поднявшись утром, благослови себя так," "Ложась вечером спать, благослови себя так."

Это не наша (СЕЛЦ) проблема. Но проблема такая существует. Некоторые или даже многие лютеране поэтому считают, что осенять себя крестным знамением не надо, потому что это что-то "католическое" или "православное." Иногда требуется долгое и кропотливое разъяснение, чтобы человек начал воспринимать это адекватно.
[url]http://www.a_streltsov.livejournal.com[/url]: заметки о лютеранском богословии и не только. Читайте, спрашивайте, оставляйте комментарии.

User avatar
ΕΥΓΕΝΙΟΣ
Posts: 221
Joined: Wed Nov 02, 2011 10:33 am
код: 99
Location: г. Уфа

Re: О крестном знамении.

Post by ΕΥΓΕΝΙΟΣ » Thu Nov 10, 2011 7:35 pm

Бог любит нас!
Last edited by ΕΥΓΕΝΙΟΣ on Thu Dec 08, 2016 1:34 am, edited 1 time in total.
РУСЬ СВЯТАЯ - ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!

seminary
Posts: 477
Joined: Sat Jun 28, 2003 2:08 am
код: 0
Location: Новосибирск
Contact:

Re: О крестном знамении.

Post by seminary » Fri Nov 11, 2011 1:55 am

Встречал вариант западного крестного знамения с дополнительным пятым касанием в центр груди. Когда спросил, что это значит, мне объяснили, что это прикосновение к сердцу и потому имеет особое духовное значение. Не знаю, когда это появилось и насколько это распространено. Но сомневаюсь, что это древняя практика. Скорее, какой-то локальный вариант. Кто–нибудь знает?
[url]http://www.a_streltsov.livejournal.com[/url]: заметки о лютеранском богословии и не только. Читайте, спрашивайте, оставляйте комментарии.

User avatar
ΕΥΓΕΝΙΟΣ
Posts: 221
Joined: Wed Nov 02, 2011 10:33 am
код: 99
Location: г. Уфа

Бог любит нас!

Post by ΕΥΓΕΝΙΟΣ » Fri Nov 11, 2011 10:44 am

Бог любит нас!
Last edited by ΕΥΓΕΝΙΟΣ on Thu Dec 08, 2016 1:35 am, edited 1 time in total.
РУСЬ СВЯТАЯ - ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!

User avatar
ΕΥΓΕΝΙΟΣ
Posts: 221
Joined: Wed Nov 02, 2011 10:33 am
код: 99
Location: г. Уфа

Re: О крестном знамении.

Post by ΕΥΓΕΝΙΟΣ » Fri Nov 11, 2011 10:47 am

Бог любит нас!
Last edited by ΕΥΓΕΝΙΟΣ on Thu Dec 08, 2016 1:35 am, edited 1 time in total.
РУСЬ СВЯТАЯ - ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!

User avatar
ΕΥΓΕΝΙΟΣ
Posts: 221
Joined: Wed Nov 02, 2011 10:33 am
код: 99
Location: г. Уфа

Бог любит нас!

Post by ΕΥΓΕΝΙΟΣ » Fri Nov 11, 2011 11:02 am

Бог любит нас!
Last edited by ΕΥΓΕΝΙΟΣ on Thu Dec 08, 2016 2:44 am, edited 1 time in total.
РУСЬ СВЯТАЯ - ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!

seminary
Posts: 477
Joined: Sat Jun 28, 2003 2:08 am
код: 0
Location: Новосибирск
Contact:

Re: О крестном знамении.

Post by seminary » Fri Nov 11, 2011 12:43 pm

В конце мессы обязательно совершается Аароново благословение с использованием крестного знамения. В конце утренних и вечерних служб также возможно благословение крестным знамением (зависит от конкретного чинопоследования). На мессе сами прихожане осеняют себя крестным знамением при взывании к Троице, Троическом славословии, пении Sanctus, возношении Святых Даров... Это включает в себя и случаи, когда священник совершает благословение крестным знамением.

В этой связи я, кстати, вспоминаю, как один лютеранский литургист обосновывал, почему именно справа налево правильнее креститься (без фанатизма, конечно): потому что у священника при благословении народа рука в горизонтальном движении идет слева направо, поэтому когда люди крестятся справа налево, то их руки симметрично повторяют движение руки священника. И в этом он усматривал определенный литургический смысл. Я не против такого объяснения, но я не стал бы его навязывать как единственно верное.

За трапезой у нас обычно принято, чтобы молился священник, если он присутствует (например, после службы в приходе перед чаепитием обычно ищут священника, чтобы он помолился и благословил трапезу, если он не в комнате), если нет, то глава семейства или тот, кто "за старшего." При использовании полного варианта молитвы из Краткого Катехизиса молящийся осеняет себя крестным знамением (не благословляя всех) два или три раза в соответствующих местах, так же делают все присутствующие. Благословение крестным знамением за трапезой обычно совершается в отношении малых детей, которые еще сами не могут молиться и/или осенять себя крестным знамением. Могут быть и другие обычаи, я описываю тот, что используется у нас.
[url]http://www.a_streltsov.livejournal.com[/url]: заметки о лютеранском богословии и не только. Читайте, спрашивайте, оставляйте комментарии.

Post Reply