Всегда ли хороша правда?

Здесь вы можете создавать темы и помещать сообщения по каким-либо причинам не соответствующие тематике остальных форумов.
Алексей
Posts: 220
Joined: Sun Jun 29, 2003 8:22 pm
код: 0
Location: Новосибирск
Contact:

Post by Алексей » Tue May 03, 2005 11:18 am

Уверен, что все присутствующие лютеране и так знают (причём наизусть), краткий катехизис, а в особенности - 8-ю заповедь. Ведь насколько я понял, заданный вопрос бОльшей частью подпадает именно под неё:
8-я заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не лгать на ближнего нашего и не предавать его, не клеветать на него и не распространять о нём худой молвы, но чтобы защищать его, говорить о нём хорошо и обращать всё к лучшему.
В этом смысле "всегда говорить правду" практически удовлетворяет требованию не лгать на ближнего, однако же если сама правда - т.н. "худая", то её разглашение приведёт к нарушению требований "..не предавать его... не распространять о нём худой молвы, но чтобы защищать его, говорить о нём хорошо и обращать всё к лучшему".

Итак, говорение чистой правды вовсе не всегда является залогом исполнения 8-й заповеди.

Например, во время совершения бракосочетания звучит следующая фраза (перефразирую своими словами): "если кто-либо из присутствующих знает что-либо препятствующее этому браку, то пусть скажет об этом сейчас или не говорит никогда". А что, если кто-либо не осмелился сказать какую-либо чистую правду, препятствующую бракосочетанию? Если следовать тому, что правду нужно говорить всегда - то тогда по какому праву литургия запрещает ему сказать её позднее? Ну и что, что брак от этого, может быть, развалится, главное же - сказать правду! Не так ли?

Если вы прилежно посещали занятия по катехизису, то, думаю, этот вопрос не представляет проблемы.

Герда
Posts: 3
Joined: Wed Jun 01, 2005 2:07 am
код: 0
Location: Москва

Post by Герда » Wed Jun 01, 2005 2:55 am

Конечно,надо сказать! Конечно,мы всегда должны жить так,словно живем последний день,то есть всегда быть готовы к встрече с Господом. Но зачастую люди слишком озабочены житейской суетой.Когда же человек тяжело болен,он понимает,насколько это все "суета сует" и имеет возможность полностью сосредоточиться на общении с Богом.
Слово Господне право и все дела Его верны

User avatar
Mykola
Posts: 22
Joined: Thu May 19, 2005 2:14 am
код: 0
Location: г. Киев, Украина

Post by Mykola » Wed Jun 01, 2005 5:05 am

Да, это верно. Но, если мы перешли на сугубо медицинские примеры, то здесь как раз сокрытие правды зачастую не подпадает под восьмую заповедь (а вот прямой-то заповеди "не лги" как раз и нет :) ). Оглашение смертельного диагноза возможно лишь человеку, очень крепкому в вере. Я лично знаю пример, когда с виду достаточно благочестивый человек впал в тяжелые уныние и панику при одной только неопределенности в диагнозе. :( Знаю также описанный случай о женщине, совершившей попытку суицида после постановки диагноза меланомы. Ну и наконец ставший хрестоматийным пример-притча о З. Фрейде, который после оглашения ему последнего диагноза с гневом прошипел врачу: "Кто Вам дал право говорить мне правду?!."
Слово Божие и Лютера учение не потерпят никогда крушения.

Alexander Makarov
Posts: 51
Joined: Fri Aug 07, 2009 10:24 am
код: 99

мысль из глубины веков

Post by Alexander Makarov » Wed Aug 12, 2009 11:42 am

Авва Дорофей, "Душеполезные поучения", поучение девятое "О том, что не должно лгать". http://www.magister.msk.ru/library/bibl ... orof01.htm

"Иногда случается такое дело, что бывает крайность скрыть мало, и если кто не скроет мало, то дело приносит большое смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло, как я сказал, большого смущения и скорби, или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев. Ибо как бывает с терияком и слабительным: если кто часто их принимает, то они вредят; если же кто примет однажды в год по великой нужде, то они приносят ему пользу; так должно поступать и в этом деле: кто хочет по необходимости изменить слово, то он должен делать это не часто, но разве в исключительном случае, однажды во много лет, когда видит, как я сказал, великую необходимость, и это самое, допускаемое весьма редко, пусть делает со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение своё, и необходимость, и тогда он будет прощён, но вред он все-таки получает."

Alexander Makarov
Posts: 51
Joined: Fri Aug 07, 2009 10:24 am
код: 99

Re: Всегда ли хороша правда?

Post by Alexander Makarov » Fri Aug 21, 2009 10:19 am

Слышал когда-то следующую историю об Иоанне Кронштадском. Не уверен, что ничего не перевру, но главную мысль передам:
Был некий человек, сделавший немало зла Иоанну и (или) его родным и близким. Дело дошло до судебного разбирательства. Идёт суд, допрашивают свидетелей, и тут приходит опоздавший по какой-то причине Иоанн. Допрашивают его, а он заявляет, что подсудимый невиновен. Уже допрошенные свидетели возмутились: "Почему Вы лжёте!?" - ведь Иоанн, по сути дела, ещё и их выставил лжесвидетелями. Однако, он был непреклонен. Подсудимого оправдали. Говорят, правда, что впоследствии этот подсудимый в содеянном раскаялся и вообще сильно изменился в лучшую сторону.
С точки зрения законнического буквоедства Иоанн прямо и буквально нарушил заповедь "не лжесвидетельствуй". Однако, в самом ли деле ему следовало поступить иначе, резать правду-матку, засадить своего недруга в каталажку? Видимо, он понимал возможные последствия как обвинительного, так и оправдательного приговора и сделал соответствующий выбор. И, конечно, помогло ему сделать этот непростой выбор то, что он простил ближнего своего и возлюбил его - а эта заповедь названа самим Христом одной из двух важнейших.
Я, конечно, не призываю никого лжесвидетельствовать в судах в пользу обвиняемого - боюсь, что чаще всего это будет во вред и самому обвиняемому и обществу в целом. Но исключения возможны, надо поступать мудро, по любви и с рассуждением.

Post Reply