Сложности в связи с государственной аккредитацией...

Post Reply
User avatar
Сергей
Posts: 424
Joined: Mon Oct 11, 2004 2:06 pm
код: 99
Location: Екатеринбург
Contact:

Сложности в связи с государственной аккредитацией...

Post by Сергей » Sat Feb 20, 2010 2:11 pm

О проблемах и перспективах преподавания библейских дисциплин в современной семинарии
Беседа с преподавателем Сретенской духовной семинарии иеромонахом Иринеем (Пиковским)
Полный текст интервью: http://www.pravoslavie.ru/sm/34100.htm ..Фрагмент:
– Могут ли возникнуть сложности с преподаванием библейских дисциплин в связи с государственной аккредитацией духовных школ?

– Да, к сожалению, при государственной аккредитации[1] духовных школ возможна потеря в количестве часов, выделяемых на библеистику. В случае аккредитации семинарии теряют практически наполовину количество лекционных часов, отводимых на библейские дисциплины. И это, конечно, ставит большой вопрос о том, как при уменьшении количества часов изложить тот же самый объем лекций, который излагается в семинариях теперешних. Как решать этот вопрос? На это должны дать ответ те люди, которые сейчас погружены в проблематику перехода духовных школ на Болонскую систему.

Один из возможных выходов из складывающейся ситуации предлагает Смоленская духовная семинария. Ее ректор, преподаватель Нового Завета отец Георгий Урбанович, предлагает использовать подход «E-Learning», при котором студент во время занятий не занимается слушанием лекций, но прочитывает заранее конспекты, тексты святых отцов или исторические комментарии, а на занятиях разбирает с преподавателем трудные места Священного Писания. Таким образом, лекция превращается в семинар, а преподаватель становится научным координатором и консультантом. Поскольку по системе обучения «E-Learning» все необходимые тексты выкладываются в локальную сеть, студенты могут с любой точки доступа к локальной сети получить всю необходимую информацию даже без посещения библиотеки. В результате в Смоленской семинарии отошли от постоянного прочитывания лекций по Новому Завету, преподаватель теперь не занимается пересказом своего собственного конспекта. Студенты читают Евангелие сами, изучают подборку святоотеческих комментариев, дореволюционные или современные западные труды. И все это уже подано студентам в сжатом виде, как хрестоматия, в виде компьютерных файлов. Поэтому сейчас смоленским семинаристам достаточно ознакомиться со всеми этими вспомогательными источниками и на лекциях обсуждать только то, что требует особого внимания и коррекции со стороны преподавателя. При таком подходе количество лекций в том объеме, в котором оно есть сейчас, не столь уж необходимо. Студенту все предоставлено в электронной форме – только садись и читай. Когда акценты из пассивного слушания лекций смещаются в область самостоятельной работы, это приводит к хорошим результатам: студенты сами работают над источниками и учатся делать зрелые выводы из прочитанного. И хотя в такой аккредитованной семинарии, как Смоленская, студент должен слушать лекций в два раза меньше, чем раньше, но, благодаря интенсивности обучения и увеличению времени на самостоятельную работу, на работу с книгами, в целом усвоение библейских дисциплин остается на должном уровне.

Конечно, по замечанию самих студентов, слушать лекции всегда легче. Но, с другой стороны, работа с источниками хотя и более емкая, но дает более глубокие плоды, потому что появляется более осмысленный, проработанный труд в виде реферата, статьи, доклада, которые нужно еще и защитить.
о.Сергей Глушков » Екатеринбург

Post Reply