SELC
calendar symbol
"Боже, восстанови нас; да воссияет лицо Твое, и спасемся." (Зах. 9:9) Воскресенье: 2-е Воскресенье Адвента.
Текущий литургический цвет: фиолетовый

Вопрос-Ответ

Задать вопрос / Убрать вопрос
Эмма
вопрос: У меня вопрос относительно цвета литург. облачений. В католической цверкви облачения розового цвета используются дважды в год. В третье воскресение Адвента и в четвёртое воскресенье Великого поста. В облачении православных священников розовый не используется. Используется ли розовый в облачении лютеранских пасторов?

ответ:

Здравствуйте, Эмма.

В нашей церкви мы не используем розовые облачения и розовые параменты. Из литургического розового у нас только третья свеча в адвентовском венке.
Возможно, что некоторые священники в других лютеранских церквах используют и розовое облачение.





Елена
вопрос: Здравствуйте. У меня есть несколько вопросов. 1. В православной церкви жену священника при обращении к ней называют матушка. Как обращаются к жёнам пасторов лютеране? 2. Есть при приходах СЕЛЦ воскресная школа, с какого возраста принимают туда детей? 3.В каком возрасте дети лютеран проходят конфирмацию? 4. В православной церкви существует процедура изгнания бесов (очитка), её могут совершать только монахи. У католиков тоже существует обряд экзорцизма,его могут совершать далеко не все священники, а только те,кто имеет благословение Ватикана. Есть ли у лютеран такой обряд и любой ли пастор может его совершать?

ответ:

Здравствуйте, Елена.

  1. В нашей церкви многие люди обращаются к священникам "отец такой-то", соответственно и жён священников часто называют матушками. Некоторые обращаются просто по имени (как к священникам, так и к их жёнам). Обращение "пастор" у нас как-то не прижилось. Возможно, потому что оно звучит слишком "иностранно". В других лютеранских церквах, кажется, обращение "отец" и "матушка" не особенно распространено. Там к жёнам священников обычно обращаются просто по имени.
  2. Да, в некоторых наших приходах есть воскресная школа. Возраст детей, с которыми занимаются, может быть разным, зависит от возможностей прихода. В приходе святого Андрея, например, в самой младшей группе - дети от 4 лет.
  3. В нашей церкви мы стремимся начать причащать детей как можно раньше, поэтому конфирмация происходит, обычно, в возрасте 6-7 лет. Для лютеранства в целом - это довольно ранний конфирмационный возраст. Во многих церквах дети допускаются к Причастию (и, соответственно, проходят конфирмацию) в возрасте 10-12, а то и 14 лет. Вообще, возраст конфирмации должны определять родители и настоятель прихода.
  4. В некоторых лютеранских церквах есть обряды экзорцизма, но это не повсеместная и не общепринятая практика. В тех редчайших случаях, когда священник сталкивается с одержимым человеком, он должен постараться ему помочь. Ему вручены слово и Таинства, чтобы служить людям и избавлять их от греха, смерти и диавола.





Юрий.
вопрос: Слава Иисусу Христу! Как в СЕЛЦ принимают из других ЕЛЦ (ЕЛЦИ)? Возможно ли в СЕЛЦ создание полноценного монашеского ордена, или монастыря своего права?

ответ:

Здравствуйте, Юрий.

  1. Во-первых, если человек из другой лютеранской церкви хочет присоединиться к нашей, мы беседуем с ним и выясняем причины. Мы также стараемся связаться с настоятелем этого человека и спросить, не возражает ли он против этого перехода. Наконец, у нас есть простой и короткий чин, немного напоминающий конфирмацию, во время которого объявляется, что человек стал нашим прихожанином.
  2. Если отвечать на Ваш второй вопрос коротко, то нужно сказать "нет, это невозможно в СЕЛЦ". В чём могла бы цель такого ордена или монастыря? Уйти от мира, достичь некой большей святости? Но это прямо противоречит учению лютеранской церкви. Посвятить себя служению ближнему, но так, чтобы о моих повседневных нуждах (жильё, еда, одежда) заботился бы кто-то другой? Это также плохо укладывается в лютеранское понимание призвания и долга.





Елена
вопрос: Здравствуйте, у меня вопрос относительно домашних животных: 1. Позиция лютер.церкви в отношении домашних животных (можно ли их заводить, допустимо ли кастрировать,обладают ли они бессмертной душой как люди). 2.Православная и католическая церкви запрещают их усыпление, даже если они болеют и мучаются. Как к этому вопросу относятся лютеране? 3. Православная церковь негативно относится к пребыванию в храме собак. После их (даже случайного) появления там храм освящаются заново. Допустимо ли появление собак к др. животных (домашних) в здании лютеранской церкви?

ответ:

Здравствуйте, Елена.

  1. Домашних животных заводить можно. Кастрировать и стерилизовать не только допустимо, но зачастую это наиболее правильный подход. Писание ничего не говорит нам о бессмертной душе животных. Общепринято, что только человек обладает бессмертной душой.
  2. Насколько я знаю, православная церковь относится отрицательно к усыплению животных в тех случаях, когда это делается из эгоистических побуждений ("надоел", "гадит", "всё грызёт"). В случае же когда животное мучается от неизлечимой болезни, многие православные священники признают усыпление как гуманный способ закончить страдания как питомца, так и его хозяина. Такая позиция мне представляется вполне здравой.
  3. Я не смог найти надёжного подтверждения тому, что храм должен быть освящён после того, как туда зашла собака. Существует молитва "на отверзение храма", которая читается, в том числе, в случае рождения или смерти (но не просто случайного появления) в храме нечистого животного.
    В лютеранской церкви спокойно относятся к случайным появлениям животных в храме. Неуместно их приносить или приводить в богослужебный зал, и уж тем более неправильно держать их при себе во время литургии. Это связано не столько с вопросами скверны или нечистоты, сколько с тем, что на богослужении не должно быть отвлекающих наше внимание вещей. Точно также неуместно читать что-то на смартфоне, вязать и тому подобное.

Священник Павел Храмов





Елена
вопрос: 1. Есть ли в лютеранском церковном календаре праздник Благовещания? 2. У католиков и православных есть традиция всенощных бдений (богослужений с позднего вечера до часу-двух ночи следующего дня). Проводят ли такие богослужения лютеране.

ответ:

Здравствуйте, Елена.

  1. Да, такой праздник у нас есть. Мы отмечаем его, естественно, 25 марта. Иногда, празднование может быть передвинуто, если Благовещение попадает на Страстную неделю. Здесь Вы можете скачать наш церковный календарь на 2018 год.
  2. В большинстве наших приходов такие богослужения не проводятся. Но в приходе Преображения в Туиме время от времени проходт всенощные службы накануне Пасхи.





Владимир Петрович
вопрос: 1. Как правильно называть лютеранское богослужение "месса" или "литургия"? 2. Есть ли в вашей церкви традиция освящать распятия и коны Спасителя для домашней молитвы или же лютеране молятся перед неосвященными? 3. Есть ли у семинарии СЕЛЦ общежитие для иногородних студентов или в ней учатся только новосибирцы? Как организовано проживание иногородних студентов?

ответ:

Здравствуйте, Владимир Петрович.

  1. Оба названия можно использовать. Мы говорим и так, и так.
  2. Да, у нас есть чин освящения распятия и иконы. И мы совершаем эту молитву по просьбе прихожан. В то же время сами эти изображения святы, поэтому у нас нет жёсткого и непременного требования освятить распятие или икону.
  3. У семинарии есть общежитие, иногородние студенты у нас учатся.





Денис
вопрос: Добрый день! Скажите, не планирует ли ваша Церковь открывать приходы на Юге России? В частности, в Астрахани?

ответ:

Здравствуйте, Денис.

Нет, к сожалению, мы не планируем в обозримом будущем создавать приходы на юге России, в том числе и в Астрахани.





Елена
вопрос: Здравствуйте. 1) Почитают ли лютеране Богородицу? Используют ли для молитвы Её иконы? 2) Используют ли лютеране молитву "Богородица Дева , радуйся"?

ответ:

Здравствуйте, Елена.

  1. Да, лютеране почитают Богородицу. В нашем церковном календаре есть праздники её рождества и успения.
  2. Мы не используем для молитвы её иконы, впрочем, как и иконы других святых. Мы обращаем наши молитвы к Богу через Иисуса Христа, так как в Писании мы видим, что Господь обещает слышать такие молитвы, а вот о молитвах к святым мы таких обетований не находим.
  3. Нет, мы не используем эту молитву.





Роман
вопрос: Когда член СЕЛЦ принципиально не посещает приход и не причащается более 10 лет. Он остается членом прихода или его отлучают?

ответ:

Здравствуйте, Роман.

В нашей церкви мы не так много уделяем внимания формальным процедурам. Если человек сам отлучил себя от Тела и Крови Христовой, то что уже может значить формальное объявление об этом?
Конечно, такой человек не сможет просто прийти к Причастию, когда ему вдруг вздумается. Перед этим ему нужно исповедаться.





Евгений
вопрос: Здравствуйте, скажите, можно ли принять лютеранство в 18 лет, если был крещен в православной церкви в детстве, но в сознательном возрасте не разделяешь взгляды православия, а разделяешь взгляды лютеранства? Как происходит крещение и есть ли оно вообще?

ответ:

Здравствуйте, Евгений.

Да, вы можете присоединится к лютеранской церкви. Креститься вам не нужно, вы уже крещены. Обратитесь к священнику ближайшего прихода, он либо направит вас на занятия по основам веры (катехизационные занятия), либо будет беседовать с вами сам. В разных приходах длительность таких занятий разная - от нескольких недель до нескольких месяцев. За это время вы познакомитесь с приходом, священник и прихожане познакомятся с вами. Это время также поможет вам убедиться, что вы действительно хотите стать членом лютеранской церкви.





Ирина
вопрос: Здравствуйте.Подскажите,соблюдаете ли вы посты (Великий,Рождественский и т.п) как вы соблюдаете посты ? 2.Чем вы отличаетесь от баптистов? есть ли у вас членство, как у них (вступление,отлучение)?

ответ:

Здравствуйте, Ирина.

В лютеранской церкви принято соблюдать пост во время Адвента (можно назвать это Рождественским постом, но он длится около четырёх недель, а не сорок дней). Также лютеране соблюдают и Великий пост перед Пасхой. Другое дело, что у нас нет диетических предписаний для поста. Ведь пост - это не диета, это духовное упражнение. Поэтому мы стараемся чаще приходить в церковь, исповедоваться, причащаться, слушать проповедь. Вне церковных служб - читать Писание, молиться, помогать ближним. В пище стоит быть умеренным, ведь и жареной на постном масле картошкой можно набить живот до состояния отупения.

Среди главных отличий от баптистов можно назвать то, что лютеране верят в Таинства, т.е. в то, что Крещение и Причастие даруют нам Божью благодать, что они нас спасают. Кроме того, мы верим, что церковь - это не просто собрание единомышленников, которые поддерживают друг друга. Это Тело Христово, и Бог спасает нас именно в церкви, даруя прощение через руки и уста поставленных служителей. Наконец, мы отметаем любую человеческую заслугу в нашем спасении. Мы спасены только Христом, только по благодати и принимаем этот дар верой. Мы ничем не можем заслужить Божье благоволение, Он любит нас безусловно, не "за что-то". При этом и сама вера - Божий дар, а не наше дело, заслуга или усилие.

Членство в церкви у нас есть. Человек становится членом конкретного прихода через крещение, а если был ранее крещён, то через конфирмацию. Отлучение также бывает. Грешник, который не раскаивается в своём грехе, отлучается от Причастия.





Олег
вопрос: Верно ли, что следующее высказывание принадлежит Лютеру. Если да, источник и контекст, пожалуйста. Спасибо. "если я узнаю, что завтра будет конец света, то сегодня я еще посажу дерево".

ответ:

Здравствуйте, Олег.

Скорее всего, Лютер не произносил эту фразу. На одном из сайтов указано, что первое письменное упоминание о ней в устах реформатора появляется только в 1944 году.





Алиса
вопрос: что едят лютеране, как постятся? дайте пожалуйста ссылку на авторитетный источник

ответ:

Здравствуйте, Алиса.

Ваш вопрос сводит пост к ограничениям в пище, но это лишь очень маленькая часть поста. В соответствии со словами Христа (Мф.6) истинный пост нельзя отрывать от молитвы (литургии) и дел милосердия. В книге пророка Исайи Господь также говорит: "Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся."

Что касается лютеран, то у нас нет чётких указаний, что можно есть, а что нельзя. Гораздо важнее вера. О посте перед Причастием Краткий Катехизис говорит: "Пост и телесное приготовление, конечно, хорошее внешнее упражнение, но истинно достоин и подготовлен тот, кто верует в эти слова: за вас предаётся и изливается ради прощения грехов. А кто не верит этим словам или сомневается в них, тот не достоин и не подготовлен, ибо слова «за вас» требуют вполне верующих сердец."
О посте же вообще Аугсбургское Исповедание говорит: "[Наши учители] всегда учили о кресте, что христианам надлежит сносить недуги и беды. Это есть истинное и непритворное умерщвление плоти — пройти испытание различными бедами и быть распятым со Христом. Более того, они учат, что каждому христианину следует утруждать и смирять свою плоть физическими лишениями и трудами, чтобы ни пресыщенность, ни лень не искушали его ко греху, но не следует думать при этом, будто мы можем заслужить благодать или искупить свои грехи этими действиями. И к такому внешнему смирению плоти следует побуждать постоянно, а не в отдельные и специально отведенные для этого дни... Таким образом, мы порицаем не посты сами по себе, но традиции, которые устанавливают определенные дни и предписывают какие-то разновидности пищи, подвергая опасности совесть людей так, будто эти дела являются необходимым служением."





Лина
вопрос: Здравствуйте! Я крещена в детстве в Православной церкви,но так получилось, что посещаю лютеранский приход. В ближайшее время буду проходить обряд конфирмации. Расскажите пожалуйста как он проходит? Спасибо.

ответ:

Здравствуйте, Лина.

Конфирмация, как правило, происходит на главном воскресном богослужении. В нашей церкви - после общей исповеди, перед литургией слова. Конфирмант выходит к алтарю, где священник или Епископ задаёт ему вопросы. Это не экзамен, а лишь форма, в которой конфирмант подтверждает своё сознательное желание жить согласно исповеданию Евангелическо-Лютеранской Церкви. После утвердительных ответов на несколько вопросов (у нас - четыре), священник конфирмирует человека, т.е. подтверждает, что его исповедание верное, и что теперь он - причащающийся член церкви. Затем читается молитва благословения и благодарственная молитва.

В разных церквах этот обряд может иметь свои особенности. Подробности лучше всего узнать у настоятеля прихода, где будет проходить Ваша конфирмация.





Наталья
вопрос: Здравствуйте. В ЕЛЦИ совсем недавно шли разговоры об объдинении с СЕЛЦ. Объединятся ли церкви в ближайшей перспективе (5 лет)?

ответ:

Здравствуйте, Наталья.

Объединение церквей - процесс долгий, если мы хотим, чтобы церковь была по-настоящему единой. Сейчас у СЕЛЦ и ЕЛЦИ хорошие доверительные отношения, достаточно тесное сотрудничество в образовательных проектах. В других областях контакты менее оживлённые, но надеемся, они будут развиваться. Возможно, в будущем это приведёт к объединению церквей. Случится ли это в ближайшие пять лет - трудно сказать. Скорее всего, нет. Но в таких вопросах не следует торопиться, организационное и каноническое единство должно произрастать из единства вероисповедания, общего понимания целей и налаженного "низового" сотрудничества.