ПРЕДТЕЧА - Романо Гуардини (Часть 2)

ПРЕДТЕЧА - Романо Гуардини (Часть 2)

СообщениеАвтор: Сергей » Вт июн 17, 2008 9:02 am

ПРЕДТЕЧА

продолжение…

Но за этим следует странная фраза: "И блажен, кто не соблазнится о Мне". Невольно останавливаешься: что это значит? Что это за предостережение от соблазна? Конечно, оно высказано в общей форме и относится ко всем, ибо касается глубочайшей сущности христианской жизни, но оно обращено и к Иоанну.

Дальше написано: "<...> Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его; ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И, если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти: кто имеет уши слышать, да слышит!" (Мф 11,11-15). Никогда еще ни одному человеку не давалось такого свидетельства. Величайшим из рожденных женами называет его Господь, и слово это не прейдет... Но добавлено: "Меньший в Царстве Небесном больше его". Мы опять останавливаемся: что это означает? Но оставим пока и это.

Затем судьба его свершается. Иродиада хочет устранить его со своего пути. Когда на пиру ее дочь Саломея угождает присутствующим своей пляской и в награду царь обещает исполнить любое ее пожелание, мать уговаривает ее потребовать "на блюде голову Иоанна". Царя приводит в ужас чудовищность такого злодеяния, но он слабоволен и уступает (см. Мк 6,21-29).

Иоанн умерщвлен. Ему было отпущено немногим больше тридцати лет. Величайший из пророков, величайший из людей погублен ненавистью распутной женщины и слабоволием мелкого растленного тирана. В Евангелии от Иоанна есть несколько мест, проливающих свет на его внутренний мир.

Однажды Иисус один идет по берегу Иордана, и как трогает нас это одиночество: нет еще ни одного слова благовествования, нет еще при Нем ни одного ученика, все впереди, а над Ним витает великая Тайна, но Иоанн видит Его издали и возглашает: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: ¦за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня¦. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю" (Ин 1,29-31). <...>

В том было величие Предтечи, что он взором проник в полноту времен: "Вот Он!" Но что означают слова о соблазне и о меньшем в Царстве Небесном, которые мы при чтении оставили в стороне?

Высказывалось мнение, что Иоанн надеялся на земное господство Мессии, и что этими словами Иисус выговаривает ему. Я же думаю, что они выражают нечто более глубокое. Господь назвал его величайшим из всех рожденных женами, и так это и было. Едва ли и сам он мог не ощущать этого величия, исключительного значения и силы своего существования. Но верно и другое изречение: самый малый в Царстве Божием - говоря по-человечески, кто угодно, первый встречный - больше его! Что означают эти слова, как не то, что Иоанн не принадлежал к Царству Божиему в том смысле, который в то время имелся в виду? Он не замкнулся в себе - ведь его посланничество и его величие заключались именно в том, чтобы быть глашатаем пришествия этого Царства. И не то, чтобы он не был его достоин, - ведь он "исполнился Духа Святого... еще от чрева матери своей" (см. Лк 1,15). Но его посланничество предписывало ему идти впереди и указывать, и вместе с тем в каком-то смысле остановиться у дверей. <...>

Теперь подумаем о его судьбе: он лежит в темнице, во власти презренного ничтожества; знает, что на него надвигается смерть от Иродиады. Разве, сознавая все свое величие, он не должен был возмутиться всей этой кажущейся бессмыслицей? Не пришел ли тогда его самый темный час, вместе с опасностью восстать и вопросить: может ли действительно быть Мессией Тот, при служении Которому от меня требуют подобного? Если это было действительно, если Иоанн в смущении задал себе этот вопрос, сердце умиляется, открывая здесь тайну любви. Слова Иисуса "блажен, кто не соблазняется о Мне", переданные издалека через уста учеников, не понимавших их, во мрак темницы Тем, Кто знал, что происходит в душе Иоанна, но мог так кротко, с таким спокойным доверием предложить нам высшую жертву, свидетельствуют об этой тайне любви. Иисус знает своего Посланника, знает, как тяжело его испытание. Божественно велики слова, переданные Им Иоанну; но сам Иоанн их понял.


Романо Гуардини

Об авторе

ГВАРДИНИ, Гуардини (Guardini), Романо, свящ. (1885-1.10.1968), нем. католич. писатель и философ. Род. в Вероне в итал. семье, но с детства жил в Германии и писал на нем. яз. Изучал химию, экономику и богословие в ун-тах Германии, затем принял сан священника (1910) и с 1923 по 1939 преподавал философию религии в Берлинском ун-те. В нацистский период выступал с антифашистскими книгами и статьями, за что был отстранен от кафедры с запрещением заниматься обществ. деятельностью. Перу Г. принадлежит ряд книг на темы духовной жизни (о молитве, о литургии, о Церкви). К области Свящ. Писания относится его большой труд «Господь» («Der Herr», Wurzburg, 1937), к-рый представляет собой цикл размышлений о еванг. истории. Книгу отличает тонкая духовная проникновенность в евангельское учение и глубокая вера.
о.Сергей Глушков » Екатеринбург
Аватара пользователя
Сергей
 
Сообщения: 424
Регистрация: Пн окт 11, 2004 1:06 pm
Откуда: Екатеринбург

Вернуться в Календарь

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: в настоящее время на конференции нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron