ПРЕДТЕЧА - Романо Гуардини (Часть 1)

ПРЕДТЕЧА - Романо Гуардини (Часть 1)

СообщениеАвтор: Сергей » Вт июн 17, 2008 9:01 am

ПРЕДТЕЧА

Перед Господом - мощно, но все же бледнея рядом с Ним, вырисовывается великий образ Иоанна Предтечи. <...>

Рука Господня легла на него, отозвала его от всего, что обычно составляет человеческую жизнь, и направила в одиночество. Теперь он живет там отчужденно, в строжайшей отрешенности, укрепляясь духом, сосредоточивая все свое существо на святой воле, которая к нему обращена. Если мы хотим представить себе эту жизнь, то нам нужно открыть Книги Царств и почитать о ранних пророках, таких, как Самуил, Илия или Елисей, которые вели подобную же сверхчеловеческую жизнь, будучи то вознесены на царственную высоту, просвещены непостижимым знанием, вдохновлены на великие деяния, то вновь низвергнуты во мрак и бессилие по воле Духа; то преисполняясь величия, превосходящего меру человеческого, то теряя в своей униженности человеческое достоинство. Ничего для себя, все в распоряжение Силы, Которая ими управляет, все подчинено действующей в народе тайне Божиего водительства... Таков же последний в их ряду - Иоанн - с тем только различием, что событие, с которым он соотнесен, теперь вот-вот наступит. Повсюду завязывается то, что евангелисты называют "полнотой времен"...

Настал день, когда зов был обращен к нему. Время указано с той торжественной точностью, которая сопровождает описание призыва в пророческих книгах. <...> "И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне", слушали мощный голос, призывавший изменить всю свою жизнь, "и крестились от него в реке Иордане, исповедуя грехи свои" (см. Мк 1,5). Это - подготовительное крещение, "только водою", предшествующее другому крещению, которое будет совершаться "Духом Святым и огнем" (см. Лк 3,16). Когда в народе возникло предположение, что Иоанн и есть Мессия, "Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; и они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде, но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его" (Ин 1,19-27)...

И вот к Иордану среди многих приходит Иисус, чтобы принять крещение от Иоанна. Тот страшится и отказывается: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" Но Иисус подчиняет Себя человеческому закону: "Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф 3,13-15).<...>

Однажды ученики Иоанна приходят к своему учителю и жалуются: "Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему". И Иоанн произносит глубокие слова самоотречения: "Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: ¦не я Христос, но я послан пред Ним¦. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться" (см. Ин 3,22-30).

А потом судьба пророка свершается над Иоанном. Быть пророком - значит говорить то, что повелевает Господь, и в согласии со своим временем и против своего времени. Соответственно этому Иоанн обращает свое слово к Ироду, одному из четырех властителей страны. Тот развратен, склонен к насилию, испорчен властью и внутренне неуверен, как и большинство людей этого рода. Он отнял у своего брата его жену Иродиаду и живет с ней. Иоанн выступает против него: "Не должно тебе иметь жену брата твоего". Преступление, заключающееся в упреке властителю и еще больше - в противодействии страсти этой женщины, должно быть наказано; поэтому Иоанна ввергают в темницу. Но Ирод чувствует тайну этого человека, вызывает его к себе, беседует с ним - и все же не находит в себе силы высвободиться из трясины (см. Мк 6,17-21).

Так живет Иоанн, этот могучий человек, в темнице. Однажды он посылает людей к Иисусу и поручает им спросить Его: "Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?" (Мф 11,3). Говорили, что Иоанн сделал это ради своих учеников, чтобы они пришли к Возвещенному и из Его уст услыхали подтверждение. Вероятно, это так и было, но, возможно, Иоанн сделал это и ради себя самого, и это не вступило в противоречие с его посланничеством. Просветленность пророка часто представляют себе так, что, прозрев будущее, он обладает с этого времени непоколебимым знанием; будучи охвачен Духом, он не ведает больше сомнений. В действительности же, бури сотрясают жизнь пророков, немощи отягощают ее. Временами Дух возносит пророка над всякой человеческой высотой; тогда он, прозревая, обладает той силой, которая изменяет ход истории. Временами же он низвергается во тьму и бессилие, как Илия, когда тот в пустыне бросился под куст и просил смерти - нет ведь более величественного и потрясающего изложения сущности и судьбы пророков, чем главы 17-19 Третьей Книги Царств... Может быть, Иоанн спрашивал все-таки ради себя самого, и тогда те часы раздумий, после которых он обращается с вопросом к Иисусу, должны были быть ужасны. Иисус же отвечает: "Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют" (Мф 11,4-5). Это слова из пророчества Исаии (61,1-4), и последний из пророков понимает их смысл.
о.Сергей Глушков » Екатеринбург
Аватара пользователя
Сергей
 
Сообщения: 424
Регистрация: Пн окт 11, 2004 1:06 pm
Откуда: Екатеринбург

Вернуться в Календарь

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: в настоящее время на конференции нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron