6 июля - день смерти Томаса Мора, 1535 год

6 июля - день смерти Томаса Мора, 1535 год

СообщениеАвтор: forumadm » Вс июл 06, 2003 4:36 pm

Мор (More) Томас (7.2.1478, Лондон, - 6.7.1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель; основоположник утопического социализма. Сын судейского чиновника. В 1492-94 занимался в Оксфордском университете, примыкал к кружку т. н. Оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). В 1496-1501 изучал английское обычное право при юридической корпорации Lincoln's Inn. В конце 90-х гг. познакомился с Эразмом Роттердамским, ставшим затем одним из его ближайших друзей (в доме М. Эразм написал и ему посвятил "Похвалу глупости"). В 1504 М. был выдвинут в парламент от лондонского купечества, где выступал против налогового произвола Генриха VII, за что впал в немилость. С вступлением на престол Генриха VIII (1509) М. возвратился к политической деятельности; в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет, в 1525-1529 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529-32 канцлер Англии. К лютеранской реформации относился отрицательно, считая её угрозой общехристианскому единству. Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу королю как "верховному главе" английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён. В 1886 причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 канонизирован. Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и медитации на религиозные темы ("Четыре насущных предмета", "Моление душ", "Апология", "Диалог об утешении в невзгодах" и др.) оказали влияние на искусство английской риторики (проповеди Э. Марвелла и Дж. Донна), а также на формирование стиля Дж. Свифта. М. перевёл с латинский на английский язык биографию Дж. Пико делла Мирандолы (1510), личность которого и трагическую судьбу считал поучительными для реформаторов церкви. Его "История короля Ричарда III" (1531), оставшаяся неоконченной, - одно из лучших произведений англ. прозы Возрождения, послужившее позднее косвенным источником драмы У. Шекспира.

Наибольшую известность принёс М. его диалог "Утопия" (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально - "Нигдения", место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным - см. Утопия). Здесь М. впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. М. не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала - он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию. Написанная по-латыни в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, "Утопия" в середине 16 в. была переведена на другиие европейские языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности Морелли, Г. Бабёфа, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и др. представителей утопического социализма.
© 2001 Russ Portal Company Ltd.
© 2001 "Большая Российская энциклопедия"
Аватара пользователя
forumadm
Site Admin
 
Сообщения: 85
Регистрация: Пн июн 09, 2003 6:54 am

Re: 6 июля - день смерти Томаса Мора, 1535 год

СообщениеАвтор: Гость » Ср май 12, 2004 9:30 pm

<вырезано администратором форума> произведений англ. прозы Возрождения, послужившее позднее косвенным источником драмы У. Шекспира.

Наибольшую известность принёс М. его диалог "Утопия" (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально - "Нигдения", место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным - см. Утопия). Здесь М. впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. М. не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала - он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию. Написанная по-латыни в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, "Утопия" в середине 16 в. была переведена на другиие европейские языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности Морелли, Г. Бабёфа, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и др. представителей утопического социализма.
© 2001 Russ Portal Company Ltd.
© 2001 "Большая Российская энциклопедия"[/quote]
Гость
 


Вернуться в Календарь

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: в настоящее время на конференции нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron