Воздержание в пище в Великий Пост в Лютеранской традиции

Здесь мы говорим о практических аспектах христианства

Воздержание в пище в Великий Пост в Лютеранской традиции

СообщениеАвтор: anagnostos » Вс янв 24, 2010 11:40 pm

Можете поделиться информацией об этом?
anagnostos
 
Сообщения: 37
Регистрация: Вт дек 29, 2009 11:04 pm

Re: Воздержание в пище в Великий Пост в Лютеранской традиции

СообщениеАвтор: seminary » Пн янв 25, 2010 2:30 am

Cпасибо за вопрос. В качестве ответа приведу материалы занятий по Евангелию от Матфея, которые проходят в нашем приходе Св. Андрея. За основу взята книга "Нагорная проповедь" Давида Скаэра, но не только. Возможно, здесь Вы найдёте то, что Вам нужно, в частности, в самом последнем абзаце. Помимо собственно воздержания от пищи или чего-либо ещё, в Лютеранской церкви очень важны также молитва и дела милосердия. Все эти темы - милостыня, молитва, пост - уместны для Великого Поста, и все эти темы присутствут в Мф 6:1-18. Но я привожу здесь только часть, посвящённую посту в "узком смысле," который обсуждается в Мф 6:16-18 (потому что Вы спросили именно о воздержании в пище), что, конечно, нисколько не умаляет важность прочего.

Мф 6:16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Пост был обычной составной частью иудейского благочестия. Когда иудеи обычно постились древности, в частности, в I веке? 1) В связи с большими праздниками (йом киппур, рош хашана), 2) во время национального бедствия, 3) по личным причинам.

Примечательные примеры из Ветхого Завета:
2 Цар 12:16 Пост Давида, когда умирает его первенец от Вирсавии
Есф 4:15-16 Пост Есфири перед тем, как выступить против её мужа, царя.

На первый взгляд акценты новозаветного христианства поменялись. Например, некоторые могут посчитать, что христиане плохо относились к посту, на основании истории в Лк 18:12, 14, где постящийся фарисей остаётся в итоге неоправданным.
В Евангелии интересен текст Мф 9:14-17, где показано отличие учеников Иисуса от учеников Иоанна Крестителя. При этом сказанное об Иисусе в Мф 11:18-19, что он ест и пьёт с обжорами и пьяницами не значит, конечно, что он и его ученики не соблюдали традиционных для иудеев постных дней – сам Господь говорил, что он пришёл не нарушить закон, но исполнить его.

Один из толкователей Евангелия отмечает, что общину последователей Иисуса отличает не пост, но участие в совместной трапезе. Но важно понять, что в церкви пост и трапеза сопровождали друг друга, и между ними не было противоречия.

В Мф 4:2 сказано, что сам Иисус постился. В Деян. 13:2 пророки и учителя молятся и постятся в Антиохии, и в итоге для служения отделяются Павел и Варнава.
Мф 9:15 – слова о том, что «возьмётся жених», очевидно, нужно понимать как указание на смерть Христа.
Пост во время Великого Поста – исполнение этих слов, потому что пост представляет собой воспоминание о страданиях и смерти Спасителя, о том, сколь большую цену он должен был уплатить за наши грехи.

Мы наблюдаем совершение поста в Дидахе – одном из самых ранних христианских документов, возможно, современнике НЗ. Любопытно, что там присутствует требование соблюдать его в другие дни, не тогда когда это делают «лицемеры» (т.е., фарисеи).
В Дидахе обсуждение поста идёт после крещения и непосредственно перед причастием. Ввиду этого вполне возможно, что также пост и молитва руководителей Антиохийской церкви в Деян 13:2 – это, фактически, описание Евхаристического богослужения.

Соседство наставления о посте с молитвой «Отче Наш» (которая в ранней церкви , как и сегодня, использовалась в Евхаристической литургии), указывает на то, что евангелист (Св. Матфей) мог предназначать поучения о посте для подготовки его слушателей к Евхаристии.

Хотя в самой ранней церкви Евхаристия могла проходить в контексте обычной трапезы, как и Тайная Вечеря представляла ужин Христа с учениками, всё же пост мог иметь место ДО Евхаристии.

Как Иоанн и его ученики постились, ожидая пришествия Мессии, так и ученики Христа в церкви постятся, ожидая пришествия Господа в Евхаристической трапезе. Евхаристия рассматривалась как парусия, пришествие Христа.

Пост по средам и пятницам в Дидахе был связан с проведением Евхаристии в воскресенье, а также в эти дни. Далее в церкви на западе сохранился обычай проводить Евхаристию в среду и пятницу; в нашем приходе в Новосибирске мы также придерживаемся такого обычая.

Что важно уяснить в отношении поста.
1) Пост проходит для Бога, а не для людей.
2) Не нужно путать пост с физической диетой.
3) Не очень полезно толковать пост исключительно в вольном, «одухотворённом» смысле. В частности, сегодня иногда говорится, что пост – это отказ от просмотра телевизора или от других подобных удовольствий.

В связи с последним можно сказать пару вещей.
Во-первых, если говорить про раннюю церковь, то, например, христиане вовсе не ходили в театр, в цирк, на зрелища, гладиаторские бои и т.п. Поэтому для них так вопрос не стоял в принципе – сама его постановка показалась бы им очень странной. И сегодня, когда наше окружающее общество во многом языческое, стоит хорошо подумать о том, чтобы не смотреть лишний раз телевизор (как минимум) даже вне любого поста (особенно когда это связано с воспитанием детей, впрочем, здесь недостаточно просто отказаться от чего-либо или делать это меньше, важно предлагать что-то взамен).
Во-вторых, и это главное, без телевизора никто ещё не умирал, а вот без еды человек умирает через некоторое время. Оставленный без еды человек быстро осознаёт свою хрупкость и зависимость от Бога. Вначале он слабеет и теряет силы, а потом умирает. Бытие любого человека не самодостаточно, но он всецело зависит от Творца. Каждый наш вдох и выдох, каждое наше движение – всё это даётся нам Богом (об этом хорошо пишет Честертон в его "Ортодоксии"!). В наше рациональное время мы об этом порядком подзабыли, но оставшись без еды, мы всё очень быстро вспоминаем.

Можно выразить то же самое и с положительной стороны.
Постящийся предвкушает небесный пир, когда христианская община будет питаться сверхъестественной пищей. Иисус говорит сатане во время его поста, что человек жив не хлебом единым. Церковь же питается Иисусом, который есть хлеб с небес, подлинное Слово Отца. Это находит отражение в исполненной евхаристической значимостью истории хананеянки, которая удовлетворена падающими со стола крошками. Количество - ничто, содержание - всё. Во время Великого Поста христианин также говорит дьяволу и своей плоти, что не хлебом единым жив человек.

Иногда люди задаются вопросом, как Иисус постился в течение 40 дней с точки зрения медицины и физиологии. На это нельзя ответить на основе медицинских или физических данных. Иисус жил непосредственно перед Богом, во всём от него завися, как мы все будем жить в вечности. В 1 Кор. 6:13 сказано, что чрево, предназначенное для пищи, будет уничтожено Богом. Пост предваряет для нас вечность, показывает нужду в ней, причём вечность врывается уже в нашу жизнь здесь на земле, когда мы принимаем святое причастие – Тело и Кровь нашего Господа, Хлеб Жизни.

Мы сказали о богословской и христологической значимости поста. Тогда надлежит уяснить: в чём же традиционно заключается пост, тот самый, про который лютеранские исповедники говорили, что он есть полезное телесное упражнение? Поскольку лютеране исторически принадлежат к западной церкви, то для них традиционный пост – это тот пост, который принят в западной церкви. В чём отличие поста в западном христианстве от поста в восточном?

Несколько утрируя, скажем, что в западной церкви на первый план выходит количество еды. В восточной церкви – качество еды, т.е. что именно поедается. Соответственно, согласно западным критерием поста, в течение Великого Поста предполагается вкушение одной полноценной (горячей) трапезы и кроме этого одного или двух «перекусов», при том, чтобы общее количество пищи было небольшим. В отличие от восточного поста, воскресенья не считаются постными днями, но это не повод, чтобы превращать их в еженедельные «марди гра».
Самые строгие дни во время Великого Поста – это пепельная среда и страстная пятница. В это время, если силы позволяют, христианину рекомендуется вовсе не вкушать пищи. Но если это трудно или невозможно, ничего страшного, тогда пусть человек делает то, что может.
http://www.a_streltsov.livejournal.com: заметки о лютеранском богословии и не только. Читайте, спрашивайте, оставляйте комментарии.
seminary
 
Сообщения: 479
Регистрация: Сб июн 28, 2003 1:08 am
Откуда: Новосибирск

Re: Воздержание в пище в Великий Пост в Лютеранской традиции

СообщениеАвтор: anagnostos » Пн янв 25, 2010 9:41 pm

seminary, благодарю за пространный ответ. Интересно было бы ещё узнать о практики Мартина Лютера. Слышал, что, когда он был ещё монахом, то выдерживал жестокие посты, а после, совершенно отказался от этого упражнения из-за болезней желудка. Известно ли что-то достоверное об этом?
anagnostos
 
Сообщения: 37
Регистрация: Вт дек 29, 2009 11:04 pm

Re: Воздержание в пище в Великий Пост в Лютеранской традиции

СообщениеАвтор: seminary » Вт янв 26, 2010 7:31 am

В общем, да.
Например,
Роланд Бейнтон, "На том стою. Жизнь Мартина Лютера." Глава 2. Монастырь.
"Он постился - иногда трое суток подряд. Посты утешали его больше, нежели праздники. Великий пост умиротворял Лютера лучше, чем Пасха. Он возлагал на себя бдения и молитвы помимо тех, что были установлены правилами. Он отказался от полагавшихся ему одеял и чуть не простудился насмерть. Временами он гордился своей святостью, говоря: "Сегодня я не сделал ничего дурного". Затем наступали сомнения: "Достаточно ли ты постился? Достаточно ли ты беден?" Он отказался от всего, оставив лишь ту одежду, которая позволяла сохранять благопристойность. Позднее Лютер говорил, что, по его убеждению, подобным аскетизмом он нанес непоправимый ущерб своему пищеварению."
http://www.a_streltsov.livejournal.com: заметки о лютеранском богословии и не только. Читайте, спрашивайте, оставляйте комментарии.
seminary
 
Сообщения: 479
Регистрация: Сб июн 28, 2003 1:08 am
Откуда: Новосибирск


Вернуться в Просто о жизни

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: в настоящее время на конференции нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron