Зарплата священника и пенсионные неясности...

Зарплата священника и пенсионные неясности...

СообщениеАвтор: Сергей » Чт июл 02, 2009 2:24 pm

За штатом

Представители различных религиозных организаций часто говорят, что священнослужитель – это не просто работа, а призвание, постоянное служение Богу и людям. Между тем с юридической точки зрения священнослужитель – такая же профессия, как и все остальные. Он тоже оканчивает высшее учебное заведение, устраивается на работу, получает зарплату и старается обеспечить себе достойную старость. Однако последнее дается с большим трудом. И не только потому, что пенсии малы. В конце концов, их давно выплачивает государство, это не забота самих религиозных организаций. Дело в том, что финансовая деятельность этих организаций зачастую непрозрачна. А от зарплаты, полученной в конверте, никаких отчислений в государственный Пенсионный фонд не направляется. Вот и приходится священнослужителям всеми правдами и неправдами увеличивать свои доходы, кормясь за счет прихожан и вызывая среди них стойкие мифы о "корыстном духовенстве"... Большая часть таких мифов имеет в своей основе унизительную финансовую зависимость пастырей от своей паствы и их полную социальную незащищенность. "НГ-религии" провели опрос среди российских религиозных деятелей с целью выяснить, как у них обстоят дела с пенсионным обеспечением.

Когда готовился опрос религиозных деятелей на тему пенсионного обеспечения священнослужителей, с редакцией «НГ-религий» связался один московский священник, который согласился пролить чуть больше света на вопросы, связанные с финансовой стороной деятельности православного духовенства. При этом речь шла не о высших иерархах, а об обыкновенных приходских священниках, ежемесячный заработок которых весьма невелик. Экономический кризис, который все никак не закончится, не способствует увеличению их доходов. Слышали ли они что-нибудь о существовании трудовых договоров? На какую пенсию могут надеяться такие священники? Где они будут проводить старость – в монастыре, находясь на положении бесправных иждивенцев? Обо всем этом рассказал наш собеседник, попросивший не называть его имя.

Пенсии церковнослужителям сейчас платит государство. Но у всех ли священников существует социальная, медицинская, пенсионная страховка?

– Увы, но в большинстве случаев храмы предпочитают не указывать истинный размер зарплаты священников и выплачивают ее большую часть в конверте, чтобы не платить налоги тому самому государству, к симфонии с которым Церковь стремится. Что касается страховки – то я думаю, что штатные священники имеют ее все, а те, кто приехал зарабатывать из других епархий, – не знаю.

Кто платит священнику зарплату (а ведь от ее размера зависит пенсия) – епархия или приходской совет?

– Зарплату реально назначает настоятель, причем часто он исчисляет ее размер в зависимости от того, сколько треб на приходе. Многие настоятели прямо так и говорят – вот тебе минимум зарплаты, остальное заработай сам. Это значит – ищи себе требы. Получается, что вымогательство от прихожан (вольное или невольное) становится чуть ли не главным источником дохода пастыря. И самое пастырство прекращает быть таковым. Но ведь эти доходы только на сегодняшний, насущный день – до старости эти деньги не долежат, они будут истрачены. Ясно, что требы совсем не влияют на обеспечение священников пенсионными пособиями.

Хуже, и гораздо хуже, положение диаконов. Они не имеют треб, почти везде разделение «братской кружки» (то есть пожертвований прихожан) отсутствует, а это ведь было узаконенное право клириков до революции. Диаконам приходится довольствоваться только «милостыней» настоятеля.

– С кем заключается трудовой договор – с епархией, с приходским советом?

– Мне ничего не известно о существовании таких трудовых договоров. Другие священники в этом смысле, может быть, счастливее меня.

– Если священник живет в основном на требы или на пожертвования, никем не фиксируемые, то нет и отчислений в Пенсионный фонд. Получается, что он вынужден служить как можно дольше, не выходя на пенсию?

– Да, так именно и получается. Но это с финансовой точки зрения. Вообще же почти каждый священник, как я думаю, хочет оставаться при храме дольше, чтобы причащаться и служить божественную литургию. Наверное, именно это определяющий момент в том, что священники не хотят уходить на пенсию.

– Многие ли церковнослужители готовы пойти на вторую (светскую) работу?

– Я расскажу вам такой случай из реальной жизни московского пастыря. Он был молод и имел много детей. Однако то «жалованье», которое ему платил настоятель, не покрывало даже его элементарных расходов, не говоря уже о возможности откладывать деньги. И настоятель ему сказал – «храм наш теперь не может обеспечивать жизнь рядового священника, ищите подработку». Тогда наш пастырь пошел на работу дворником, причем устроился официально. И вот наступил такой момент, когда настоятель потребовал от него выйти на замену заболевшего иерея. Но наш священник отказался, сославшись на то, что он занят на второй работе и может выходить на службу, строго следуя данному ему в начале месяца расписанию. Поначалу гнев настоятеля был неукротим. Он заявил, что напишет жалобу епархиальному викарию. И тогда наш священник ему ответил: «Пишите, но не забудьте указать в своем рапорте, сколько вы платили мне, сколько у меня детей и о том, что вы сказали, что наш храм не может обеспечить мою семью». Настоятель подумал и увеличил жалованье священнику вдвое.

А вообще в нормальных условиях наши священники не готовы, на мой взгляд, работать на второй работе. Такие случаи в Москве мне неизвестны.
Мне хочется сказать, что положение большинства наших целибатных (не имеющих семей) пастырей тоже более чем тяжелое. Надеяться на помощь епархиального управления – значит, согревать в своем сердце розовую иллюзию. В большинстве епархий нет мест для домов престарелых для одиноких священников. В лучшем случае этим целям служит какой-нибудь монастырь. Но стать на старости лет рабом отца-настоятеля или матери-настоятельницы – дело незавидное. В этом смысле мы должны учиться социальному обеспечению престарелых священников у Католической Церкви. Там это дело поставлено лучше – как и вообще на Западе, о пенсионерах лучше заботятся, чем в нашей стране. Архиереям РПЦ МП нет дела до тех, кто вышел за штат. О них вспоминают только тогда, когда нужно совершить их отпевание.

Павел Круг. Опубликовано в НГ-Религии от 01.07.2009
о.Сергей Глушков » Екатеринбург
Аватара пользователя
Сергей
 
Сообщения: 424
Регистрация: Пн окт 11, 2004 1:06 pm
Откуда: Екатеринбург

Re: Зарплата священника и пенсионные неясности...

СообщениеАвтор: seminary » Пт июл 31, 2009 12:58 am

Да уж. А у наших священников нет и дохода за требы. В некоторых местах люди до сих пор сильно удивляются, когда узнают, что в Лютеранской Церкви таинства даются даром... Хотя это всего лишь исполнение слов Христа: "Даром получили, даром давайте."
http://www.a_streltsov.livejournal.com: заметки о лютеранском богословии и не только. Читайте, спрашивайте, оставляйте комментарии.
seminary
 
Сообщения: 479
Регистрация: Сб июн 28, 2003 1:08 am
Откуда: Новосибирск


Вернуться в Общехристианские новости

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: в настоящее время на конференции нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron