ПРАВО НА ВЕРУ ОТЦОВ

ПРАВО НА ВЕРУ ОТЦОВ

СообщениеАвтор: Сергей » Чт авг 19, 2010 9:44 pm

ПРАВО НА ВЕРУ ОТЦОВ

Рисунок

Весной этого года Союз евангелическо-лютеранских общин Беларуси заявил о своем выходе из Евангелическо-лютеранской церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии (ELKRAS), дочерней церкви Немецкого евангелического союза (EKD, ФРГ). Откровенно говоря, для протестантских организаций, традиционно отличающихся большой автономностью, это событие хотя и малоприятное, но не является чем-то неординарным. Пикантность и знаковость ему придают причины разочарования белорусских лютеран в действиях церковного центра. Как говорится в официальном заявлении Президиума Союза евангелическо-лютеранских общин Беларуси, «политика ЕLKRAS на территории Беларуси с самого начала была и до настоящего времени остается ошибочной».

Что же стало камнем преткновения во взаимоотношениях маленького белорусского религиозного объединения, в состав которого входит шесть общин, и ELKRAS и EKD, курирующей деятельность евангелических общин на большей территории стран бывшего СССР? В интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель председателя Союза евангелическо-лютеранских общин Беларуси, пастор минской общины Креста Господня и жодинской Воскресения Христова Николай Бадрусев в числе основных мотивов, которые подвигли белорусских лютеран отказаться от опеки церковного центра, назвал «попытки навязать несвойственные белорусскому лютеранству литургическую практику и ценности». По мнению проповедников из России, Германии и некоторых других стран мира, лютеране Беларуси нарушают… права человека, их церковные обряды и ритуалы архаичны, а взгляды — не соответствуют современному пониманию миссии церкви. В частности, в вину белорусским верующим вменяется неприятие женского священства… и (вдумайтесь!) однополых браков.

Ситуацию можно охарактеризовать как трагикомичную, если бы не наличие очевидного парадокса — в так называемой борьбе за права женщин-священнослужителей и сексуальных меньшинств зарубежных проповедников нисколько не смущает тот факт, что при этом грубо попираются права граждан Беларуси на свободу вероисповедания. «Лютеранская церковь на территории Беларуси насчитывает 450-летнюю историю, и на ее развитие большое влияние оказала ментальность белорусского народа, — сказал Николай Бадрусев. — В традиционном лютеранстве, как и в православии и католицизме, институт женского священства не предусмотрен». Признание же однополых браков, как поступила церковь Швеции, противоречит не только основам христианской нравственности (вспомним библейские Содом и Гоморру), но и семейным ценностям, доминирующим в белорусском обществе, отметил он.
Собеседник сказал также, что внедрение ноу-хау в культовую практику не будет способствовать повышению авторитета лютеран Беларуси в глазах действующих в республике конфессий и религиозных направлений, всего общества.

Союз евангелическо-лютеранских общин Беларуси не согласен и с кадровой и финансовой политикой, проводимой зарубежными клерикальными центрами. В заявлении белорусского объединения говорится, что все общины союза были образованы в начале 90-х годов независимо от ELKRAS и «вмешательство в жизнь лютеранских общин способствовало выдвижению на духовную работу случайных людей, их ординации в пасторы и епископы, был запущен процесс деления общин и образования новых церквей (БЕЛЦ, СЕЛЦ)». Как отмечают авторы документа, им не известна ни одна церковь, «в которой вопросы духовной жизни, средства массовой информации, статистика и финансы находятся в руках светского лица, наемного менеджера». Эту роль долгое время в ELKRAS выполнял главный управляющий Центральным церковным управлением (ЦЦУ) гражданин ФРГ господин Ханс Шван. Белорусские общины фактически не участвуют в деятельности ELKRAS, не имеют представления о работе епископского совета, о выполнении решений Генерального Синода, о количестве членов церкви.

Причиной выхода Союза евангелическо-лютеранских общин Беларуси из-под юрисдикции ELKRAS также стало полное отсутствие финансовой помощи, сказал Николай Бадрусев. В частности, в отчете о деятельности ЦЦУ за 2001-2005 годы говорится, что управление имеет «…задолженность в размере около 150 000 евро. …часть дефицита составляют проекты в г. Марксе и развитие общин в Беларуси».
Для белорусских лютеран эта информация стала своеобразным открытием. Оказывается, бывший уполномоченный ЦЦУ по строительным вопросам в г. Марксе и Беларуси Гюнтер Помплун в 2005 году получил в Магдебурге (Германия) 10 тыс. евро для ремонта здания единственной в Беларуси кирхи в Гродно и 4,8 тыс. евро для общины города Могилева. На какие цели были потрачены эти средства, белорусским лютеранам неизвестно.

Руководство ELKRAS не обеспокоено тем, что из-за отсутствия финансирования белорусские общины не имеют возможности расширять духовно-просветительскую работу, организовывать детские лагеря и издавать информационные материалы. Можно прийти к выводу о том, что Союз евангелическо-лютеранских общин Беларуси стал одним из каналов для получения и присвоения выделяемых на его развитие денег, считает Николай Бадрусев.

Глух ELKRAS остался и к просьбам белорусских лютеран выделить средства на приобретение земельных участков и строительство культовых зданий. Вместо конкретной помощи руководство центра сосредоточило усилия на «чуть ли не насильственным навязывании лютеранам-белорусам своей идеологии и менталитета», — сказал пастор. На такую ли помощь со стороны немецких единоверцев рассчитывали белорусские лютеране?

Зарубежные проповедники пытаются манипулировать сознанием верующих, используя их слабую осведомленность в вопросах веры и отсутствие в Беларуси сильного церковного центра. По словам Николая Бадрусева, на протяжении 60 лет на территории Беларуси не существовало лютеранских общин, была прервана духовно-литургическая практика. Первая лютеранская община в Беларуси создана только в 1993 году (в настоящее время в республике зарегистрировано 25 общин, действует два религиозных объединения).

«Большой разрыв в духовной жизни привел к тому, что белорусские верующие плохо ориентируются в традициях лютеранства, не могут отделить наносное от исконного», — сказал Николай Бадрусев. В качестве примера он назвал неприятие некоторыми зарубежными лютеранскими церквями крестного знамения, о необходимости сотворения которого говорится во всех старинных лютеранских требниках и в Кратком Катехизисе Мартина Лютера. Неоднозначно за рубежом относятся и к церковным таинствам, а также к иконам. «В нашем представлении образ является напоминанием о Боге и может быть украшением храмов, часовен, алтарей», — отметил собеседник.

Арсенал средств воздействия представителями зарубежных клерикальных центров на сознание лютеран-белорусов оригинальностью не отличается — те же трафаретные обвинения в нарушениях свободы вероисповедания, преследованиях со стороны властей, обещания райских кущей в случае выполнения их «советов». В повествованиях миссионеров родина Мартина Лютера предстает Эдемом, где каждому верующему априори гарантировано место под солнцем. Правда, пропуском в этот земной рай служит документально подтвержденное немецкое происхождение лютеранина. Как сообщил Николай Бадрусев, в последние годы только из общин в Минске и Жодино на постоянное место жительства по церковной линии в Германию выехали 35 лютеран-немцев, один верующий переехал в США.
«В большинстве своем эти люди с трудом адаптируются к условиям жизни. Из-за плохого знания родного языка они не могут конкурировать на рынке труда, живут на пособие по безработице, — говорит пастор. В письмах из Германии лютеране рассказывают о конфликтах с представителями других национальностей за рабочие места, отсутствии перспектив и возможностей для творческой самореализации и духовного самосовершенствования.

Эти письма — исповедь, крик души отчаявшихся людей, которые священнослужитель не должен предавать огласке, говорит пастор. Поверившие посулам заезжих и доморощенных проповедников лютеране мечтают вернуться в Беларусь — страну, где они пользовались уважением, где ценили их человеческие и профессиональные качества, где они имели право на веру отцов... Николай Бадрусев надеется, что лютеранским общинам удастся создать прочную материальную базу, помочь единоверцам вернуться и обосноваться на родине.

Выход Союза евангелическо-лютеранских общин Беларуси из ELKRAS расстроил планы его руководства относительно распределения помощи, выделяемой EKD белорусским общинам. Недовольны подобным развитием ситуации, как представляется, и в самом EKD. В случае «разрыва отношений» немецкие проповедники утрачивают возможность легальной пропаганды «демократических ценностей» в среде лютеран Беларуси. С целью возвращения общин под крыло ELKRAS в качестве частного лица республику посетила гражданка Российской Федерации пастор Эльвира Сычева, активизировалась и деятельность немецких миссионеров.

Результатом так называемых «частных визитов» зарубежных проповедников стало то, что руководители четырех из шести общин, входящих в Союз евангелическо-лютеранских общин Беларуси, «попросились обратно в ELKRAS». Какие аргументы и обещания ELKRAS убедили лидеров этих общин изменить свое отношение — не главное. Важнее другое — как это отразится на жизни членов общин, получат ли они ожидаемую помощь и не придется ли для этого поступиться своими принципами?

Члены минской общины Креста Господня и жодинской Воскресения Христова, пастором которых является Николай Бадрусев, убеждены в том, что лютеране Беларуси должны опираться на собственные силы, а вера не может являться предметом торга. Вместе с тем пастор отметил, что разные взгляды на сотрудничество с ELKRAS не означают раскол или развал Союза евангелическо-лютеранских общин Беларуси. Минская и жодинская общины, в которых насчитывается около 80 верующих, по-прежнему входят в Союз, не подпадая под юрисдикцию ELKRAS.
По словам Николая Бадрусева, от того, с какими зарубежными центрами будут сотрудничать белорусские общины, зависит и путь их дальнейшего развития. Некоторые общины лютеран ориентируются на взаимодействие с Независимой евангелическо-лютеранской церковью Германии. Другие видят в качестве партнеров Украинскую лютеранскую церковь, которая объединяет 60 тыс. верующих и практикует большинство православных обрядов. Смогут ли белорусские лютеране выбрать партнеров, в которых впоследствии не разочаруются? Думается, ответ на этот вопрос сегодня нужно искать не в зарубежных центрах, а в традициях белорусского лютеранства.


Александр СУХОВЕРХИЙ


Источник: http://7days.belta.by/7days_plus.nsf/Al ... enDocument
о.Сергей Глушков » Екатеринбург
Аватара пользователя
Сергей
 
Сообщения: 424
Регистрация: Пн окт 11, 2004 1:06 pm
Откуда: Екатеринбург

Вернуться в Другие Лютеранские церкви

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: в настоящее время на конференции нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron