Карл Браатен об Ассамблее ЕЛЦА: "Аромат пустой бутылки"

Карл Браатен об Ассамблее ЕЛЦА: "Аромат пустой бутылки"

СообщениеАвтор: seminary » Ср сен 23, 2009 1:06 am

Всё обращение в оригинале здесь: http://lutheranspersisting.wordpress.com/carl-braaten-the-aroma-of-an-empty-bottle/

На августовской ассамблее ЕЛЦА было принято решение о благословении однополых союзов клириков. Многие считают это решение последней каплей, после которой ЕЛЦА в её нынешнем виде перестанет существовать. Время покажет, конечно.

Эти высказывания д-ра Браатена мне показались интересными ещё и потому, что в них он достаточно метко, с моей точки зрения, говорит о некоторых «больных местах» лютеранства, по крайней мере, в том виде, в котором они проявляются сегодня. И во многом это даже перекликается с некоторыми дискуссиями на этом форуме. Поучительно для тех, кто любит размахивать направо и налево лозунгами “sola” и кричать о демократии и голосовании (или для тех, кто на это поддаётся...). 8)

Пара слов о том, кто такой Браатен, если кто не в курсе. Один из крупнейших лютеранских теологов нашего времени, и, пожалуй, самый известный из тех, что в ЕЛЦА. Помимо двухтомной Лютеранской Догматики написал ещё много книг и статей. В некотором смысле либеральный теолог (со строго «консервативной» точки зрения), но далеко не так радикален, конечно, как деятели, «поднявшиеся» за последние 10-15 лет.

Для блага не читающих по-английски я здесь привожу перевод основной части этого обращения, так что наслаждайтесь. 8)

Многие, конечно, будут отрицать наличие каких-либо теологических проблем, угрожающих единству ЕЛЦА. На поверхности всё в порядке. У микрофонов в конференц-центре в Миннеаполисе не было недостатка в лютеранских лозунгах и клише. ... Лютеранский жаргон напомнил мне о фразе, которой Эрик Петерсен описал современный немецкий протестантизм в его отступлении от догматического богословия Реформации: это «аромат пустой бутылки». Не так много осталось от изначальной Реформации. Лютеранские «sola» используются, чтобы выразить противоположное тому, что подразумевали лютеранские исповедники. В нынешних обстоятельствах они суть сигнальные клише «евангельского редукционизма».

Я оставлю более умным историкам объяснение того, как могло случиться так, что ЕЛЦА столь быстро соскользнула по склону либерального протестантизма. Тем временем, я бы высказал два предположения. Во-первых, лютеранство, возможно, содержит в своих истоках зёрна собственной неустойчивости. Когда первые лютеране утратили верховную власть Римо-Католической Церкви, на освободившееся место не нашлось какой-либо прочной власти. “Sola” в теории звучали хорошо, но, в конце концов, всё свелось к тому, у кого имеются полномочия толковать и применять их в меняющиеся времена. В истории лютеранства место официальной власти блуждало повсюду. В ЕЛЦА высшая власть расположена в руках избранного по квоте большинства мирян, которые могли бы, если бы захотели, решить объединиться с мунитами или мормонами, так же как они решили в пользу общения кафедры и алтаря с методистами и моравскими братьями. Притянуто за уши? Не более чем решения, принятые на Ассамблее 2009 года в Миннеаполисе. Руководителям в церкви следует быть преемниками апостолов, а не откликом мнения большинства.

Моё второе предположение состоит в том, что ЕЛЦА поддалась тому же недугу, что и либеральный протестантизм. В чём он? Современный протестантизм есть смешение исторического христианства и принципов Просвещения, его рационализма, субъективизма и антропоцентризма. Подразумеваемая посылка представляет неогностическую веру во внутреннее присутствие Бога, в том смысле, что каждый наделён внутренним светом, который нужно только раскрыть. Свет истины светит не столько через Писания и христианское предание, сколько через научный разум и индивидуальный опыт. Это то, что произошло в Миннеаполисе: призывы к разуму и опыту вперемежку с благочестивыми вкраплениями лютеранских лозунгов и клише побили Писание и предание. Большинство победило. И они сказали, что это было дело Духа, забыв, что Святой Дух уже сказал очень много за тысячи лет истолкования Писания, церковных соборов, символов и вероисповеданий.

Епископ Марк Хансон неоднократно уверял Ассамблею ЕЛЦА, что для лютеран единство обретается в одном только Христе, а не в наших «соглашениях или несогласиях». Это ложное употребление “solus Christus.” Наше христианское единство на самом деле осуществляется в нашем согласии. В этом была суть Никеи. В этом была суть Аугсбургского Исповедания. Лютеране не приемлют сектантский лозунг: не символы, но Христос! Наше единство осуществляется во Христе, несомненно, но при этом по Писаниям и по Символам и Вероисповеданиям. Ортодоксальные христиане утверждают их единство в литургиях и символах веры, и если у нас согласия в них, то тогда мы по существу не едины.

Франк Сенн написал в его недавней книге, что у лютеран наберётся достаточно “sola” на целый хор. Лютеранам пора прекратить использовать эти рождённые в пылу полемики лозунги в качестве фиговых листьев, прикрывающих утрату ими ортодоксального христианского учения.
http://www.a_streltsov.livejournal.com: заметки о лютеранском богословии и не только. Читайте, спрашивайте, оставляйте комментарии.
seminary
 
Сообщения: 479
Регистрация: Сб июн 28, 2003 1:08 am
Откуда: Новосибирск

Re: Карл Браатен об Ассамблее ЕЛЦА: "Аромат пустой бутылки"

СообщениеАвтор: Александр Черепанов » Ср сен 23, 2009 9:11 am

Очень красиво он пишет, но если все эти вопросы, по поводу которых он печалится, решать радикальным образом (а "нерадикальные" решения, по его мнению, и приводят к означенным печальным последствиям), то путь один - в Рим. Поскольку без "какой-либо прочной власти" проблему не решить, а освящённая преданием прочная власть находится только там. Впрочем, и Рим постоянно обвиняют в новшествах (это было основанием и лютеровой реформации) - но он парирует эти обвинения, своим авторитетом верховной власти утверждая, что никаких новшеств нет. Приводя в том числе, кстати, и доказательства "от традиции". Лютеране, наверное, должны согласиться с ним? Или же им придётся основывать альтернативный центр власти - но это будет столь же произвольно, как и упомянутое решение ЕЛЦА.
А я бы посоветовал д-ру Браатену , вместо сетований на "ложные употребления лютеранских приницпов" (к вящей радости Рима), заняться богословским опровержением позиции ЕЛЦА - таким, к которому невозможно было бы придраться с точки зрения этих приниципов.
Александр Черепанов
 
Сообщения: 166
Регистрация: Чт мар 11, 2004 3:42 am

Re: Карл Браатен об Ассамблее ЕЛЦА: "Аромат пустой бутылки"

СообщениеАвтор: Пастор Иван » Ср сен 23, 2009 10:40 am

Да, беда прямо, но путь не в Рим а к Богу. В церковь, где существует порядок, Где вместо "наместника" Бога - сам Бог, и где каждый занимает положенное ему место - Бог это Бог, епископ это епископ, приход это приход. Тогда во всем порядок будет - жена останется женой, а муж - мужем, а не наоборот :)
Пастор Иван
 
Сообщения: 253
Регистрация: Пн май 08, 2006 3:19 am

Re: Карл Браатен об Ассамблее ЕЛЦА: "Аромат пустой бутылки"

СообщениеАвтор: Александр Черепанов » Ср сен 23, 2009 11:37 am

Пастор Иван писал(а):путь не в Рим а к Богу

Это-то понятно. Но Браатен не об этом пишет. Его заботит вопрос, кто здесь, на земле должен определять, где путь к Богу, а где нет:
Когда первые лютеране утратили верховную власть Римо-Католической Церкви, на освободившееся место не нашлось какой-либо прочной власти. “Sola” в теории звучали хорошо, но, в конце концов, всё свелось к тому, у кого имеются полномочия толковать и применять их в меняющиеся времена

Если Sola scriptura хорошо только в теории (а на деле каждый видит в Писании то, что ему выгодно), то какой же выход нам предлагается?

Пастор Иван писал(а):каждый занимает положенное ему место - Бог это Бог, епископ это епископ, приход это приход. Тогда во всем порядок будет - жена останется женой, а муж - мужем, а не наоборот

У шведов епископ на своём месте - что, однако, не спасло их от положительных решений по "голубому" вопросу.
Александр Черепанов
 
Сообщения: 166
Регистрация: Чт мар 11, 2004 3:42 am

Re: Карл Браатен об Ассамблее ЕЛЦА: "Аромат пустой бутылки"

СообщениеАвтор: seminary » Ср сен 23, 2009 1:30 pm

Да, я думаю, что после этого многие из ЕЛЦА перейдут в Рим. Некоторые - в православие, к антиохийцам. Но я не думаю, что Браатен именно это предлагает. Он ещё пытается там что-то удержать. И он хочет, чтобы перестали выкрикивать лозунги к месту и не к месту, а при этом делать всё по своему произволу. Я очень много раз наблюдал в России, как многие лютеране или относящие себя к таковым люди так поступали. Скажут некое клише - "конфессиональный", "библейское богословие", sola то, sola cё, а потом делают, что хотят. Это, честно говоря, страшно раздражает. И ладно бы, когда какие-то отдельные люди это делают, когда, например прикидываются кем-то, чтобы денег поклянчить у спонсоров, но когда на уровне целой организации такая политика, то просто оторопь берёт...
http://www.a_streltsov.livejournal.com: заметки о лютеранском богословии и не только. Читайте, спрашивайте, оставляйте комментарии.
seminary
 
Сообщения: 479
Регистрация: Сб июн 28, 2003 1:08 am
Откуда: Новосибирск

Re: Карл Браатен об Ассамблее ЕЛЦА: "Аромат пустой бутылки"

СообщениеАвтор: Александр Черепанов » Ср сен 23, 2009 2:23 pm

seminary писал(а):Да, я думаю, что после этого многие из ЕЛЦА перейдут в Рим. Некоторые - в православие, к антиохийцам

Миссури, значит, не в счёт? Аль забыли про них? А может, уже нет надежды, что в лютеранском мире кто-то сможет остановить "победоносное голубое шествие"? Так остановите сами, зачем кивать на кого-то? Думаю, что это позволительная причина для отделения от ЕЛЦА, а вот для капитуляции перед Римом или антиохийцами - вряд ли.
В противном случае, слишком многое придётся пересмотреть. Или они (эти предполагаемые перейдущие) - и так уже давно "пересмотрели" всё, что можно? Тогда почему бы им не "пересмотреть" и своё отношение к однополым бракам? Тогда вообще никуда не надо будет уходить. 8)
Александр Черепанов
 
Сообщения: 166
Регистрация: Чт мар 11, 2004 3:42 am

Re: Карл Браатен об Ассамблее ЕЛЦА: "Аромат пустой бутылки"

СообщениеАвтор: seminary » Ср сен 23, 2009 4:41 pm

Дело в том, что отношение консервативной части ЕЛЦА к ЛЦМС очень сложное. "И хочется, и колется." Во многом из-за того, что у большой части этой группы мосты были сожжены после знаменитого walkout 1974 года, когда многие либерально настроенные люди в ЛЦМС образовали вначале seminex - "семинарию в изгнании", а потом слились с (будущей) ЕЛЦА. Так что вернуться для них означает признать поражение, то, что большая часть из жизни была потрачена зря. Кроме того, многие очень недовольны разными современными веяниями в Миссури Синоде, низкоцерковными службами, песнями и т.п. Люди оказались в сложном положении. Обратного хода нет, а вариантов в окружающем лютеранстве не так много. Поэтому у некоторых возникает соблазн оставить лютеранство и пойти куда-нибудь ещё. Во второй половине 20 века ЕЛЦА время от времени была таким "каналом" для переброса людей из Миссури Синода в Рим или Константинополь. Люди уходили из ЛЦМС по причине своего либерализма (или по другим причинам, конечно), но испытанное в ЕЛЦА ужасало их настолько, что они уходили совсем. Два самых известных примера (оба человека, к сожалению, недавно скончались) - Ярослав Пеликан (ЛЦМС - ЕЛЦА - православие) и Ричард Джон Ньюхаус (ЛЦМС - ЕЛЦА - РКЦ). А сколько таких калибром поменьше - кто знает...
http://www.a_streltsov.livejournal.com: заметки о лютеранском богословии и не только. Читайте, спрашивайте, оставляйте комментарии.
seminary
 
Сообщения: 479
Регистрация: Сб июн 28, 2003 1:08 am
Откуда: Новосибирск

Re: Карл Браатен об Ассамблее ЕЛЦА: "Аромат пустой бутылки"

СообщениеАвтор: Александр Черепанов » Ср сен 23, 2009 5:25 pm

seminary писал(а):Два самых известных примера (оба человека, к сожалению, недавно скончались) - Ярослав Пеликан (ЛЦМС - ЕЛЦА - православие) и Ричард Джон Ньюхаус (ЛЦМС - ЕЛЦА - РКЦ)

Я не знаю, какие мотивы двигали этими людьми, возможно, что их совсем перестало устраивать лютеранское учение, и это не было связано с какими-то конкретными решениями тех или иных ЛЦ. Что же касается вариантов в окружающем лютеранстве, которых "не так много" - то ведь когда-то лютеранства в Америке не было совсем, а сейчас несколько юрисдикций. Если означенное решение ЕЛЦА вступит в законную силу, то недовольные могут образовать ещё одну. Тем более что они, похоже, совсем не озабочены наличием епископа с "апостольским преемством", так что им это будет несложно. А уже потом можно изыскивать способы и для сближения с ЛЦМС или с другими консерваторами - это будет для них легче, чем просто "вернуться назад"... :|
Александр Черепанов
 
Сообщения: 166
Регистрация: Чт мар 11, 2004 3:42 am

Re: Карл Браатен об Ассамблее ЕЛЦА: "Аромат пустой бутылки"

СообщениеАвтор: Павел Храмов » Пт ноя 13, 2009 3:45 pm

Немного запоздалый пост, тем не менее...
20 августа, в 2 часа дня, как раз когда на Ассамблее (Конвенции) ЕЛЦА обсуждался вопрос о гомосексуальных отношениях, который был решён в пользу гомосексуалистов (т.е. такие отношения признаны нормальными и допустимыми, а лица, в них состоящие, могут быть "пасторами"), небольшой торнадо серьёзно повредил крышу здания, где проходило это заседание. Также стихия обломила шпиль на церкви, в которой проходили службы Ассамблеи ЕЛЦА.
Рисунок

Более подробный рассказ (на английском): http://www.virtueonline.org/portal/modules/news/article.php?storyid=11043.
Щёлкни кобылу в нос -- она махнёт хвостом.
Аватара пользователя
Павел Храмов
 
Сообщения: 124
Регистрация: Чт июн 26, 2003 8:02 am

Раскол в ЕЛЦА

СообщениеАвтор: Павел Храмов » Ср ноя 25, 2009 9:22 pm

ЕЛЦА раскалывается по вопросу о гомосексуализме. 18 ноября группа CORE объявила, что не может оставаться в "церкви", которая допускает к служению практикующих гомосексуалистов. Уже сечас вновь создающееся церковное объединение включает 86 общин-членов и около 300 общин и групп "сочувствующих" (аффилированных). Это объединение не планирует объединяться ни с одим лютеранским синодом в США, и намеревается сохранить женское "священство".

Подробнее можно прочитать здесь.
Щёлкни кобылу в нос -- она махнёт хвостом.
Аватара пользователя
Павел Храмов
 
Сообщения: 124
Регистрация: Чт июн 26, 2003 8:02 am

Вперёд

Вернуться в Другие Лютеранские церкви

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: в настоящее время на конференции нет зарегистрированных пользователей и гости: 1